Монголо-татарское иго

Монголо-татарское иго

  МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО — утвердившееся в исторической литературе обозначение эпохи монголо-татарского (ордынского) владычества над русскими княжествами.

  Установлено в 1243 г., после монголо-татарского нашествия (походы Батыя 1237-1238 и 1239-1242 гг.).

  Русские княжества не вошли непосредственно в состав Монгольской империи и сохранили самобытность своего государственного устройства, частичную автономию и свои правящие княжеские династии. Ханы Золотой Орды наложили на изъявивших им покорность правителей "Русского улуса" тяжелую дань ("ордынский выход") и принуждали князей принимать участие в своих походах. Малейшее непокорство со стороны князей наказывалось опустошительными набегами.

  В 1243 г. великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича вызвали в ставку Батыя, вернувшегося из похода в Европу. Разгромленная Русь была не в состоянии бороться с монголами, и Ярослав вынужденно покорился Орде. Его младший сын Константин был послан в столицу Монголии Каракорум и получил там от имени отца ярлык1 (грамоту) на великое владимирское княжение. Тогда же Ярослава Всеволодовича признали "старейшим" князем Руси.

  Ярлыки на свои княжества получили и другие князья. Им также пришлось ехать в Орду и в знак покорности подчиниться монгольским обрядовым ритуалам. Лишь один из князей, Михаил Всеволодович Черниговский, отказался поклониться языческим идолам и был за это казнен.

  Дольше всех русских князей отказывался ехать в Орду за ханским ярлыком Даниил Романович Галицкий. Но в 1245 г. к нему прибыл татарский посол с кратким, но грозным требованием Батыя: "Дай Галич". Подобно другим князьям Даниилу Романовичу пришлось признать над собой власть потомков Чингисхана.

  Первоначально в покоренных русских княжествах существовала специальная служба баскаков2 (ханских наместников), контролировавшая действия княжеской администрации. Главной обязанностью и князей, и баскаков была организация бесперебойной выплаты дани3. В 1257-1259 гг. по всем русским землям татарскими "численниками" была произведена перепись населения и определен точный размер выплаты дани каждым из князей. Известно 14 видов повинностей. Главной из них был "выход" (или "царёва дань"), который обычно отправлялся в Орду в виде серебряных слитков — "саумов", весом по 155 г каждый. Помимо "выхода" русское население выплачивало торговые сборы ("тамга", "мыт"), несло подводную и вестовую (ямскую) повинности, обязано было содержать ханских послов и сопровождавшие их отряды, участвовать в сборе "поминок" (подарков) для приближенных хана. В кон. XIII — нач. XV вв. монголо-татары многократно совершали грабительские набеги на Русь.

  В кон. XIII в. хан Берке передал сбор дани с русских земель на откуп мусульманским купцам ("бесерменам"), стремившимся к быстрому обогащению за счет увеличения поборов с населения. Произвол "бесерменов" вызвал восстания в русских городах, после которых ханы передали сбор дани в руки князей, лишь в особых случаях посылая баскаков на Русь. Последним баскаком был Чол-хан ("Щелкан"), против действий которого в 1327 г. произошло восстание в Твери. Оно было подавлено. Ярлык на великое княжение и право сбора дани были переданы московскому князю Ивану I Калите.

  Ордынское владычество над русскими землями значительно ослабло после 1359 г. В тот год хан Бердибек был убит своим братом Кульной, и в самой Орде начались междоусобицы — "Великая замятия". В условиях ханских усобиц происходило быстрое возвышение Московского княжества. Попытка темника Мамая, захватившего власть на правобережье Волги, разгромить войско московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) закончилась сокрушительным поражением в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.). Несмотря на тяжкие последствия нападения хана Тохтамыша, которому удалось 26 августа 1382 г. захватить Москву и вынудить Дмитрия Ивановича возобновить выплату дани, великокняжеский стол с тех пор стал передаваться московскими князьями своим детям по наследству как их "отчина".

  Восстановленное Тохтамышем монголо-татарское иго просуществовало еще целое столетие. Лишь в 1476 г. великий князь Иван III окончательно прекратил выплату дани правителю Большой Орды Ахмат-хану. В 1480 г. Иван III в результате "Стояния на Угре" воспрепятствовал войску Ахмата совершить нападение на русские земли и полностью восстановил независимость Русского государства.

автор статьи В. Волков

в раздел

КОММЕНТАРИИ

1
ЯРЛЫК (тюрк. — повеление, приказ) — письменный документ, грамота, выдаваемая от имени монгольских ханов.

 В период монголо-татарского ига ханские ярлыки выдавались князьям Северо-Восточной Руси на великое и удельное княжение. В это время ордынские ханы считались "хозяевами" по отношению к русским князьям. Русским князьям приходилось ездить в Орду, чтобы получить ярлык на княжение. Таким образом ханы контролировали политическую ситуацию в подвластных им русских землях. Получив ярлык на великое княжение из рук ордынцев, Дмитрий Иванович Донской своему сыну Владимиру I Дмитриевичу завещал престол, уже не испрашивая разрешения Орды. Последним князем, получившим в Орде ярлык, стал Василий II Темный (1462).

 Ханы выдавали ярлыки также русским митрополитам, по которым владения Русской церкви освобождались от налогов и повинностей.

2
БАСКАКИ (тюрк.) — представители монгольских ханов в завоеванных землях.

 Баскаки должны были обеспечить учет населения, сбор дани и выполнение других повинностей в пользу ордынских ханов. В ведении баскаков состояли особые военные отряды. На Руси они появились в сер. XIII в. В кон. XIII в. русские князья добились права самостоятельно собирать дань. Но в нач. XIV в. ордынские ханы вновь стали присылать баскаков. Для русских людей баскаки стали зримым воплощением монголо-татарского ига. В русский фольклор вошло имя баскака Чол-хана, которого на Руси прозвали Щелканом: "У которого денег нет, у того дитя возьмет. У которого дитя нет, у того жену возьмет. У которого жены-то нет, того самого головой возьмет». В 1327 г. Чол-хан бесчинствовал в Твери. Однажды на торгу баскак силой отнял коня у дьякона Дудко. Тот закричал: «О мужи тверские, не выдавайте!» Горожане бросились ему на помощь, завязалась драка с ордынцами. По звуку набата тверичи собрались на площади и решили рсправиться с ненавистными сборщиками. Отряд Чол-хана перебили, а сам он сгорел в княжеском дворце, где пытался укрыться. Восстание было подавлено страшной «Федорчуковой ратыо», присланной из Орды.

 В 30-е гг. XIV в. князь Иван Данилович Калита окончательно добился передачи сбора ордынской дани в руки русских князей. С этого времени баскаки более на Русь не присылались.

3
ДАНЬ — натуральный или денежный сбор с подвластных племен и народов.

 В IX-X вв. киевские князья, подчиняя племена древлян, радимичей, северян и др., облагали их данью, которая выплачивалась деньгами, мехами, продуктами. Описание сбора дани киевскими князьями в сер. X в. содержится в книге византийского императора Константина Багрянородного "Об управлении империей". Ежегодно в ноябре князья отправлялись в объезд по землям подчиненных Киеву славянских племен. Сбор дани занимал всю зиму, и только в апреле участники "кружения" (так называет объезд племен византийский автор) возвращались в Киев. В XI-XII вв. дань Киеву платили подчиненные русские земли. В XIII-XV вв. русские земли платили дань ("выход") ханам Золотой Орды.

Монголо-татарское иго

Поделиться: