Москва — Третий Рим

Москва - Третий Рим  "МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ" — религиозно-мистическая теория об особом предназначении Российского государства, Русской церкви и русского народа, возникшая в кон. XV — нач. XVI вв.

  Создателем теории считается игумен псковского Елеазаровского монастыря старец Филофей. В основе теории лежало учение о "странствующих царствах", восходящее к библейской книге пророка Даниила (2:36-45). Согласно пророчеству Даниила, в земной человеческой истории будет четыре царства, наделенные особой Божией Благодатью. Четвертое царство падет под натиском сил Антихриста, но затем будет утверждено вечное Царство Божие.

  Старец Филофей применил это учение к России. Согласно теории "Третьего Рима", Бог дарит на земле свою благодать одному из земных христианских царств. В древности таким царством была Римская империя ("Первый Рим"). Затем таким избранным царством стала Византийская империя ("Второй Рим"). После падения в 1453 г. Византийской империи, по таинственному Божиему повелению, полагал Филофей, все православные царства "сошлись" в Россию. Россия стала единственной истинной православной страной, хранительницей всемирного христианства ("Третий Рим"). Так и возникла знаменитая формула: "Яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам то есть Ромейское царство. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".

  Теория "Третьего Рима", кратким выражением которой стала формула "Москва — Третий Рим" приобрела большую популярность в XVI-XVII вв. Она обосновывала величие России, как самостоятельного и в политическом, и в религиозном отношении государства.

  Теория "Третьего Рима" представлена в сочинениях так называемого Филофеева цикла.

автор статьи С. Перевезенцев

в раздел

"Москва — Третий Рим"

Поделиться: