История России

в датах



Верхняя одежда

  Выходя в холодную погоду из дому, славяне – и женщины, и мужчины – надевали поверх рубах длинные, тёплые одеяния из сукна. Назывались они "свитами", от слова "свивать" – "одевать", "кутать". В письменных источниках свиты упоминаются начиная с ХI века, а существовали, надо думать, и раньше. Покрой древних свит, к сожалению, в точности нам не известен. Судя по всему, длиной они были примерно до икр, довольно плотно облегали фигуру ("поясом притяжена к телеси..."), рукава были снабжены обшлагами, а ворот – отложным воротником. И то и другое, конечно, вышивалось, причём вышивка у мужчин и у женщин была, скорее всего, различной.

Женщина в накладной шубке
1. Женщина в накладной шубке. XVII век.
2. Девушка в короткой шубе. XVII век.
3. Женщина в полушубке из овчины. XIX век

  Края одежды нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, – такие полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях ХI века. А вот застёгивались свиты, по мнению учёных, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято ныне. Петлицы считаются характерной деталью древнерусской одежды.

  Носили и короткие, немного ниже талии, одеяния типа свит. Назывались они "жупанами". На слух это слово кажется нам каким-то чешским или польским, и тем не менее оно очень старое, древнерусское. Учёные относят его к древнейшему, "праславянскому" периоду развития языка.

  Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления тёплой одежды у славян были выделанные меха. Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в лесах, так что, например, медвежий мех, "медведина", считался дешёвым и малоподходящим для одежды знатного человека. Русские меха пользовались заслуженной славой и в Западной Европе, и на Востоке. Кроме того, славяне с незапамятных времён разводили овец, так что тёплый овчинный "кожух" был доступен (в отличие от современной "дублёнки") каждому. Недаром "кожух" – тоже древнейшее, праславянское слово. Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще одежду из кож и мехов – не исключено, что кожухами называли также и меховые либо кожаные плащи. Однако чаще кожух был всё-таки одеждой с рукавами и застёжками.

  Шили их, как правило, мехом вовнутрь. Простые люди носили "нагольные" кожуха, то есть сшитые кожей наружу. Богатые покрывали их сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой – золототканым шёлком. Понятно, что такие красивые, дорогие одежды надевали не только ради тепла. Следует помнить, что в языческой древности мех считался магическим символом плодородия и богатства (реальным признаком богатства он тогда, в силу своей общедоступности, являться не мог). Например, Змей Волос наших легенд, существо, способное дарить людям "золото-серебро", оказывается по-змеиному чешуйчатым и одновременно... мохнатым. Подобные воззрения не являются исключительно славянскими. Мифология скандинавов, описывая "родоначальника" всех свободных земледельцев, совсем не случайно рисует его невесту "в платье из меха"…

Молящиеся новгородцы
1. Молящиеся новгородцы. Фрагмент с иконы XV века.
2. Боярские шубы. XVI–XVII века.
3. Крестьянин в тулупе. XIX век

  Так что в каких-то торжественных случаях, требовавших поддержания престижа или привлечения магических сил, славянские "нарочитые люди" и летом могли облачиться в меха: это должно было способствовать и их личному благополучию, и процветанию всего племени. Такое обыкновение оказалось очень живучим, продолжая существовать и тогда, когда мифологическая причина была уже позабыта. Взять хотя бы знаменитые боярские "сидения" в шубах и меховых шапках. А ещё в конце ХIХ века девушки ходили в хоровод – своего рода "выставку невест" – даже в летнюю жару часто в шубах, стремясь вернее привлечь внимание женихов. А молодожёнов непременно сажали на расстеленный мех, чтобы новая семья была многодетной, а дом скорее сделался "полной чашей"...

  Впоследствии долгополые кожухи стали называть "тулупами" или "шубами", а те, что были длиной по колено или короче, – "полушубками".

  О слове "тулуп" учёные спорят. Кто-то считает его исконно славянским и родственным "туловищу". Кто-то выводит его из татарского, казахского и даже алтайских языков, в которых похожее слово обозначало "кожаный мешок из одной цельной шкуры". Как бы то ни было, из древнерусского языка "тулуп" попал в Польшу и даже... в Швецию, на другой берег Балтийского моря.

  А вот о слове "шуба" языковедам доподлинно известно, что первоначально оно принадлежало арабам и значило просто "верхняя одежда с длинными рукавами". Не вполне ясно только, какими путями оно распространялось в Европе. Часть филологов полагает, что славяне заимствовали его у германцев, часть – что германцы, наоборот, переняли его у славян...

  Ещё одним распространённым видом меховой одежды, как пишут этнографы, была безрукавка. К сожалению, у нас нет ни изображений, ни описаний её в древних источниках. Зато мы доподлинно знаем, что безрукавки носили наши близкие соседи, например скандинавы. А у горных пастухов Украины сохранился исключительно старый тип безрукавки – не сшитый, но сделанный из одной цельной шкурки овцы. Всё это даёт право предполагать, что и славянам безрукавки наверняка были знакомы.

М. Семенова "Мы славяне"



назад      в оглавление      вперед




Верхняя одежда