Великоденные песни

  В Малороссии и Белоруссии1 о Святой неделе поют так называемые великоденные песни, сопровождаемые музыкою, ходя по домам ночью ватагою, которая называется волочебник; тот, кто управляет их хором и руководит, называется починальником. Обыкновенно первая песня обращается к хозяину и хозяйке; в ней прославляется благоразумное домостроительство, то есть домашнее благоустройство, зажиточность, порядок в доме и благочестие, причем упоминают, что св. Юрий (Георгий) запасает им коров, св. Николай – коней, св. Илья зажинает жниво, Пречистая Мать (Успение) – засевает, а Покров – собирает и т.д., и после всякой строфы припевают «Христос Воскресе».

  Смысл вышеозначенного содержания песни имеет глубокое значение в отношении сельского хозяйства. Здесь подразумевается в хорошо веденном хозяйстве своевременное решение хозяйственных задач, которые наш русский народ совершает, согласуясь с праздниками, вверяя свои полевые работы и вообще хозяйство покровительству святых, хотя на самом деле здесь дело хозяйства сопряжено со временем года.

"Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"

Дата публикации:

назад      в оглавление      вперед

М. Забылин. Русский народ

Великоденные песни



Лого www.rushrono.ru






КОММЕНТАРИИ

1
История Малороссии Д. Н. Бантыш-Каменского. Ч. 2. М., 1830.

Поделиться: