Алатырь-камень

Алатырь-камень

Всем камням отец

  Поздним вечером вернулись охотники из Перуновой пади с богатой добычей: двух косуль подстрелили, дюжину уток, а главное – здоровенного вепря, пудов на десять. Одно худо: обороняясь от рогатин, разъяренный зверь распорол клыком бедро юному Ратибору. Отец отрока разодрал свою сорочку, перевязал, как мог, глубокую рану и донес сына, взвалив на могучую спину, до родного дома. Лежит Ратибор на лавке, стонет, а кровь-руда все не унимается, сочится-расплывается красным пятном.

  Делать нечего – пришлось отцу Ратибора идти на поклон к знахарю, что жил одиноко в избушке на склоне Змеиной горы. Пришел седобородый старец, рану оглядел, зеленоватой мазью помазал, приложил листьев и травушек пахучих. И велел всем домочадцам выйти из избы. Оставшись вдвоем с Ратибором, знахарь склонился над раной и зашептал:

На море на Окияне, на острове Буяне

Лежит бел-горюч камень Алатырь.

На том камне стоит стол престольный,

На столе сидит красна девица,

Швея-мастерица, заря-заряница,

Держит иглу булатную,

Вдевает нитку рудо-желтую,

Зашивает рану кровавую.

Нитка оборвись – кровь запекись!

  Водит знахарь над раною камушком самоцветным, в свете лучины гранями играющим, шепчет, закрыв глаза:

Бел-горюч камень Алатырь –

Всем камням в мире отец.

Из-под камушка, с-под Алатыря

Протекли реки, реки быстрые

Средь лесов, полей,

По Вселенной всей,

Всему миру на пропитание,

Всему миру на исцеление.

Ты, струя, не струись, –

Кровь-руда, запекись!

  Незаметно утихла боль в ноге. Вопросил отрок сквозь дрему:

  – А откуда, старче, камушек твой волшебный, коим над раною водишь, скажи?

  – Как откуда? От деда моего, тоже ведуна и травознатца. А дед добыл его на море на Окияне, на острове Буяне.

  И снова возвещает старец нараспев древнее сказанье:

Идут по морю много корабельщиков,

У того у камня останавливаются,

Берут много с него зелья-снадобья,

Посылают по всему свету белому.

Ты, корабль, к Алатырю устремись, –

Кровь-руда, запекись!

  Две ночи и два дня проспал беспросыпно Ратибор. А когда очнулся — ни боли в ноге, ни знахаря в избе. И рана уже затянулась.


  По преданиям, камень Алатырь существовал еще до начала мира. На остров Буян посреди моря-Окияна он упал с неба, и на нем были начертаны письмена с законами бога Сварога.

  Остров Буян – возможно, так в средние века называли современный остров Рюген в Балтийском (Алатырском море). Тут возлежал волшебный камень Алатырь, на который садится красная девица Заря, прежде чем расстелить по небу свою розовую фату и пробудить весь мир от ночного сна; тут росло мировое древо с райскими птицами. Позднее, в христианские времена, народное воображение поселило на том же острове и Богородицу вместе с Ильей-пророком, Егорием Храбрым и сонмом святых, а также самого Иисуса Христа, царя небесного.

  Под Алатырь-камнем сокрыта вся сила земли русской, и той силе конца нет. "Голубиная книга", объясняющая происхождение мира, утверждает, что из-под него истекает живая вода. Именем этого камня скрепляется чародейное слово заклинателя: "Кто сей камень изгложет, тот мой заговор превозможет!"

  Одно из преданий связано с праздником Воздвижения 14/27 сентября (здесь и далее: первая цифра указывает день по старому стилю, принятому до 1917 г., вторая – по новому), когда все змеи скрываются под землю, кроме тех, что укусили кого-нибудь летом и обречены замерзнуть в лесах. В этот день змеи собираются кучами в ямах, яругах и пещерах и остаются там на зимовье вместе со своею царицей. Среди них является пресветлый камень Алатырь, змеи лижут его и с того бывают и сыты, и сильны.

  Некоторые исследователи уверяют, что Алатырь – это балтийский янтарь. Древние греки называли его "электрон" и приписывали ему самые чудодейственные лечебные свойства.


"Русские легенды и предания"

Дата публикации:

назад      в оглавление      вперед

Алатырь-камень



Лого www.rushrono.ru






Поделиться: