Деды (дзяды)

Деды (дзяды)

Праздник духов

  На родительской неделе подходит к деревне старик-слепец, а вместе с ним – поводырь. Возле кладбища старик остановился, потянул воздух ноздрями и спросил:

  – Никак костер запалили?

  – Запалили, дедушка, – отвечает поводырь. – Большой кострище посреди могил. А вокруг него люди собрались – пьют да закусывают. Не пойму – зачем среди дня костер жгут?

  – Да они же покойничков своих греют. Ныне праздник дедов. Прилетают их души из светлого Ирия, греются у костра, трапезу разделяют с живыми. Веди меня туда – будет нынче и нам много еды!

С. Городецкий. Предки

В космах зеленых, взлохмаченных

Сад и не сад надо мной:

Жизней истраченных

Сход вечевой.

Леший корявыми лапами

Облако цепко схватил,

Сапами, храпами

Темь огласил.

Скорчилась, вся искорявилась,

Клен лешачиха сосет:

Горечь понравилась,

Горькую пьет.

Пялится оком реснитчатым

Пращур в березовый ствол:

В теле крупитчатом

Язву нашел.

Штопать рогожи зеленые

Щур на осину залез,

Нитки лощеные

Тянет с небес.

Прадед над елкой корячится,

Дед зеленя сторожит,

Выглянет, спрячется,

Хвоя дрожит.

Предки меня не чураются,

В космах зеленых снуют.

В жизнь озираются,

В нежить зовут.


  "Пошел до дедов", "гуляет с дедами", – так говорят белорусы об умершем, твердо зная, что души покойников время от времени навещают своих живых родственников, прилетая "с того света". Причем "дедами" называются все усопшие – независимо от возраста. Для общения живых с неживыми установлены поминальные дни – от трех до шести раз в году. У славян обряд почитания дедов совершался весной на Радуницу – после Пасхи – или осенью. Угощали дедов и на Рождество, и под Новый год. Хозяева приготовляют яства, собираются за празднично накрытым столом, "кормят дедушек", выплескивая несколько ложек супа на пол и т.д. В поминальный день не работают крестьяне ни в поле, ни дома – иначе покойники могут отомстить за непочтение к себе.

  Совсем уж в старые времена дома тоже держали "дедов" – в виде деревянных небольших идолов, в "руки" которым была дана лучина.

  Вообще огонь в обряде почитания дедов играет немаловажную роль. Хозяин должен обойти с горящей лучиной сидящих за столом родичей и гостей, а позднее стали зажигать свечи в знак поминовения их душ, ибо трепет свечного огонька – знак трепета душевного.

  В дни почитания дедов некоторые храбрецы ухитряются даже увидеть мертвых – для этого нужно сесть на печь и смотреть через хомут. Но такие смельчаки сильно рискуют: существует поверье, что, увидев потусторонних пришельцев, скоро сам умрешь.

  Дедом украинцы и белорусы называли божество дома, хранителя домашнего очага.

  Есть где-то еще и Дед (Дедка) – покровитель всех кладов. Глаза его в темноте светятся, как расплавленное золото, отсюда и пошло поверье, что там, где в чистом поле неожиданно завиднеется огонь, хранится клад. При этом в народе говорят, что "Дедка горит".

  В несомненной связи с духами предков находится и образ Деда-Всеведа. Говорят, всю зиму он сидит в заключении в хлебных амбарах и поедает сделанные на зиму запасы. Некогда он ходил по земле в образе старца и научал людей, как пахать и возделывать поля.


"Русские легенды и предания"

Дата публикации:

назад      в оглавление      вперед

Деды (дзяды)



Лого www.rushrono.ru






Поделиться: