Желтоводский монастырь

Желтоводский монастырь

  ЖЕЛТОВОДСКИЙ МОНАСТЫРЬ — женский православный монастырь. Расположен на левом берегу Волги, в посёлке Макарьево Лысковского района Нижегородской области.

  Монастырь основан в первой половине XV века преподобным Макарием Желтоводским и Унженским1. Желтоводским назван по Жёлтому озеру, на берегу которого святой Макарий основал обитель. Волга, меняя своё русло, со временем поглотила озеро, и монастырь оказался на волжском берегу.

  В 1439 году сожжён ханом Улу-Мухаммедом, монахи, самовольно заселившие чужой участок, убиты, а Св. Макарий был уведён в плен. В последствии Макарий был освобожден. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 400 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.

  Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха, но и для устройства на нём монастыря. Оно находится на возвышенности, с трех сторон защищено от ветров горой, как бы высоким земляным валом. Источники родниковой воды в изобилии орошают землю, освященную молитвою преподобного отца.

  Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. Так был создан новый Желтоводский Макарьево-Унженский монастырь.

  Удобное положение монастыря посредине судоходной Волги и старание игуменов повлияли на складывание ярмарки на землях, принадлежащих монастырю. Названная по имени монастыря Макарьевской, ярмарка была крупнейшей в России и, вероятно, в Европе. Именно с торговых сборов монастырь был отстроен, возведены каменные постройки. После церковного раскола (1653-56 годах) одним из оплотов старообрядчества стала река Керженец, практически в устье которой и стоит Макарьевский монастырь. Во многом по политическим причинам в 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород (не потеряв, однако, названия "Макарьевская"), доходы монастыря оскудели, монастырь признан заштатным, в нём произошёл крупный пожар, и вскоре монастырь был упразднён, уцелевшие иконы унаследовал Собор Александра Невского. Снова восстановлена обитель была в 1883 году, но уже как женская. К 1917 году в монастыре насчитывалось около 300 сестер. В годы советской власти монастырь был ликвидирован. В 1928—1929 годах в его стенах был размещён детский дом, в годы Великой Отечественной войны — эвакогоспиталь, в 1943 году монастырь был причислен к Лысковскому зооветеринарному техникуму, в храмах держали скот и хранили корма.

в раздел

КОММЕНТАРИИ

1
МАКАРИЙ ЖЕЛТОВОДСКИЙ И УНЖЕНСКИЙ (1349-25.07.1444 гг.) — основатель и игумен Желтоводского и Унженского монастырей, православный святой.

 Родился в Нижнем Новгороде, в двенадцатилетнем возрасте принял монашеский постриг. Позднее основал монастырь на реке Лух (ныне на границе Ивановской и Нижегородской обл.). Затем основал Желтоводский монастырь, который в 1439 г. был разорен казанскими татарами. Сам Макарий попал в плен, но, как утверждает его Житие, из уважения к нему был отпущен ханом Улу-Ахматом. Макарий поселился на берегу реки Унжа (ныне в пределах Костромской обл.), где основал еще один монастырь.

 Местное почитание Макария Желтоводского и Унженского зафиксировано уже в нач. XVI в. В 1532 г. в Солигаличе была заложена церковь во имя Макария. В нач. XVII в. Макария начинают почитать как великого чудотворца, небесного покровителя района между Окой и Волгой, а также Галичской области. В Смутное время Макария чтили как покровителя нижегородского ополчения. С 1613 г. Макарий начал прославляться как небесный покровитель новой царской династии Романовых. Перед избранием на царство Михаил Романов вместе с матерью молился у мощей св. Макария о возвращении из плена отца, патриарха Филарета. Возвращение Филарета в 1619 г. в Россию было воспринято как заступничество Макария. В августе того же года Макарий был официально канонизирован. В сер. XVII в. авторитет св. Макария Желотоводского и Унженского был настолько велик, что его Житие часто помещали вместе с Житием Сергия Радонежского. День памяти: 25 июля (7 августа).

Желтоводский монастырь

Поделиться: