Еврипид: Ифигения в Тавриде
Древнегреческий драматург, родился в 485/4 или 480 г. до н.э., происходил из знатного и богатого рода, жил в Афинах, но в последние годы жизни перебрался ко двору Архелая в Пелле, где и умер в 406 г. до н.э. Его перу принадлежало 75 трагедий (согласно другим источникам — 92), сохранилось 17 трагедий и одна Сатарова драма. Для Еврипида характерно использование в качестве сюжетов малоизвестных мифов и легенд, а также локальных мифологических традиций. Многие трагедии Еврипида уже в античности были снабжены схолиями.
Для истории Причерноморья представляет особый интерес трагедия Еврипида «Ифигения в Тавриде«, действие которой разворачивается в Крыму. Во время жертвоприношения Ифигении в Авлиде Артемида похищает ее и переносит в Крым, где в царстве царя тавров Тоанта девушка становится жрицей Артемиды. Брат Ифигении Орест, желая искупить свою вину за убийство матери Клитемнестры и следуя предсказанию оракула Аполлона, прибывает к таврам со своим другом Пиладом, чтобы забрать и привезти в Грецию статую Артемиды. Друзей захватывают тавры и, по обычаю этой страны, собираются принести их в жертву «местной» Артемиде. Из разговора с друзьями Ифигения узнает, кто они, помогает им бежать вместо со статуей и сама бежит вместе с ними. Таков сюжет трагедии. Сведения о диких таврах Крыма, приносящих в жертву иноземцев, а также отождествление почитания местной богини Девы с культом Артемиды заимствованы Еврипидом, скорее всего, из Геродота (IV, 103).
Издания: Euripidis Tragoediae. Vol. I—III. / Ed. G. Murray. 3d ed. Oxford, 1910; Tragicorum Graecorum Fragmenta / Ed. A. Nauck. 2. Aufl. Leipzig, 1889 (репринт — Gottingen, 1964).
Переводы: Еврипид. Трагедии. Тт. I—II / Перев. Иннокентия Аннен-ского и С. Шервинского. М., 1969.
Литература: Гончарова 1984; Толстой 1918; Hall 1987. Р. 427-433; Lesky 1956, 148-213; Murray 1913; Webster 1967; Zuntz 1955.
ИФИГЕНИЯ В ТАВРИДЕ
Ст. 28-41. Ифигения: …Но Артемида похитила меня у ахейцев, дав вместо меня лань, и, перенесши по светлому эфиру, поселила меня в этой земле тавров, где царствует над варварами варвар Тоант1, который, передвигая быстрые ноги подобно крыльям, получил такое имя за быстроту ног. Он поставил меня жрицею в этом храме, где такими обычаями услаждается богиня Артемида на празднике, одно имя которого прекрасно, а об остальном умалчиваю, боясь богини. По обычаю, и прежде существовавшему в этой стране, я приношу в жертву всякого эллина, который прибывает в эту землю. Я освящаю жертву, а таинственным убиением ее, внутри этих чертогов богини, занимаются другие.
Ст. 421-438. Хор: Как [эти чужестранцы прошли сквозь] сбегающиеся скалы2, как миновали неусыпные Финеевы3 берега… в изобилующую птицами землю, на белый берег, прекрасный Бег Ахилла4 на негостеприимном5 Понте?…
(Перевод
В.В. Латышева из: ВДК 1947. 2. С. 289-291)
Дата публикации: 11.03.2019 г.
КОММЕНТАРИИ
1
По разным литературным источникам, царь таврской земли Тоант считался сыном Борисфена. Преследуя Ореста, Пилада и Ифигению, бежавших с похищенной статуей Артемиды, Тоант был убит на острове Сминте Орестом и Хрисом.
2
Имеются в виду Кианеи (или Симплегады), полулегендарные скалы на Боспоре Фракийском при выходе в Черное море, которые считались непроходимыми.
3
Финей — слепой предсказатель, научивший аргонавтов, как преодолеть опасность, исходящую от Симплегад. По легенде, жил на фракийском берегу Боспора.
4
Бегом Ахилла в античности называлась песчаная коса при устье р. Днепр (совр. Тендровская коса). Вместе с тем, упоминание птиц и белого берега вызывает ассоциации с Ахилловым Белым островом (совр. Змеиный недалеко от устья Дуная), о котором Еврипид пишет в другой своей трагедии «Андромаха» (1260-1262: «Ты увидишь любезнейшего тебе и мне сына Ахилла обитающим в островном доме на Белом берегу внутри Эвксинского моря…»). Арриан (РРЕ, 32), оставивший одно из самых подробных описаний Ахиллова острова, пишет, что «одни называют его островом Ахилла, а другие — Бегом Ахилла, а третьи — по цвету — Белым». Там же говорится и о множестве птиц как примечательной черте острова: «Много птиц гнездится на острове, — чайки, нырки и морские вороны в несметном количестве. Эти птицы очищают храм Ахилла: каждый день рано утром слетают они к морю, затем, омочив крылья, поспешно летят с моря в храм и окропляют его; а когда этого будет достаточно, они обметают крыльями пол храма». Таким образом, следует отметить неясность представлений Еврипида о различных местах в Черном море, связанных с именем Ахилла.
5
В античности было распространено мнение, что Черное море сначала называлось «Негостеприимным» (″Αξεινος) вследствие опасностей, происходящих из суровости местного климата и грубых нравов варваров, а затем, по мере освоения его берегов, получило название «Гостеприимное» (Ενξεινος).
ЕВРИПИД