Надписи, упоминающие Переднюю Азию и Южную Европу
Упоминания Передней Азии и Южной Европы в рунических надписях связаны с двумя возникшими в XI в. новыми стимулами путешествий. Во-первых, это паломничества в Рим и Иерусалим, один из путей куда вел через Константинополь, т. е. по Восточному пути. Мы узнаем о них как из рунических надписей, так и из сообщений саг. Во-вторых, это служба в дворцовой гвардии византийского императора и в регулярном византийском войске, которое вело боевые действия и в Малой Азии, и на Сицилии, и в Северной Италии. В его составе скандинавы попадали в отдаленные части Средиземноморья, вплоть до Северной Африки.
НАДПИСИ, УПОМИНАЮЩИЕ ПЕРЕДНЮЮ АЗИЮ И ЮЖНУЮ ЕВРОПУ
5.1. STÄKET
(Up. 605, Мельникова 2001. № Б-III.7.20).
Третья четверть XI в.
Ингирунн, дочь Хёрда1, велела высечь руны по себе самой2. Она собирается ехать на восток (austr) и далее в Иерусалим (út til Jórsala). Фот3 высек руны.
5.2. BROBY
(Up. 136, Мельникова 2001. № Б-Приложение 1.2).
Первая половина — середина XI в.
Астрид велела установить эти камни по Эйстейну, своему супругу. Он направлялся в Иерусалим (Jórsalir) и умер далеко в греках (úti Grikkjum)4.
5.3. LAGNÖ
(Sod., Мельникова 2001. № Б-III.5.10).
Первая половина XI в.5
… установил […] своему. Он умер на восточном пути (í Austmegi) далеко в Ла[нгбардаланде]6.
5.4. DJULEFORS
(Söd. 65,
Мельникова 2001. № Б-III.5.33).
Первая половина — середина XI в.
Инга установила этот камень по Олаву, своему наследнику (?). Он на востоке (austarla)7 бороздил штевнем [волны]8 и умер в земле лангобардов (á Langbarða landi).
Дата публикации: 13.03.2019 г.
КОММЕНТАРИИ
1
Вероятно, Ингирунн была незамужней, т.к. в тексте указан ее отец, а не муж.
2
Памятник заказан Ингирунн при ее жизни и в память о ней самой в связи с тем, что она отправлялась в Иерусалим, очевидно, с целью посещения Святой Земли. Это не единственный памятник в Швеции, воздвигнутый человеком при жизни в память о себе самом, однако их число очень невелико.
3
Фот — рунограф, работавший по преимуществу в Упланде ок. 1060-1075 гг. и оставивший 9 подписанных камней. Предполагается, что ему принадлежит еще около 60 камней.
5
Памятник установлен в честь человека, который, очевидно, собирался совершить (или совершил) паломничество в Святую Землю и умер в пути, находясь в Византии. Остановка в Византии была обязательна, каким бы путем ни плыл Эйстейн: восточным (через Древнерусское государство) или западным (вокруг Европы) и вне зависимости от того, плыл ли он в Палестину или возвращался оттуда.
5
Сохранились лишь небольшие фрагменты надписи.
6
Конъектура издателя памятника Langbarðalandi «Лангбардаланде» (в самом тексте сохранились лишь первые две руны 1а) вполне вероятна: в этом месте должно находиться какое-либо географическое название. Топоним «Лангбардаланд», обозначение Северной Италии (совр. Ломбардия), встречается в рунических надписях еще раз. Других же топонимов, начинающихся на 1а- и расположенных на Восточном пути, в рунических надписях нет. Однако обычно в древнескандинавской картине ойкумены Лангбардаланд относился к южной части мира.
7
Олав умер во время плавания в Южную Европу. Путь Олава в Северную Италию (Langbarðaland) лежал по Восточному пути. Этим объясняется употребление в надписи слова austarla «на востоке».
8
Выражение erja barði «бороздить штевнем [волны]» является метафорическим выражением, означающим «плыть на корабле» и свойственным поэтическому языку.
НАДПИСИ, УПОМИНАЮЩИЕ
ПЕРЕДНЮЮ АЗИЮ И ЮЖНУЮ ЕВРОПУ