Перенесение Св. Годехарда Хильдесхаймского

Родословное древо Вельфов  Годехард, или, в южнонемецком варианте, Готхард (960/1-1038), аббат баварского монастыря в Нидер-Альтайхе, активный сторонник монастырской реформы, был весьма близок к императору Генриху II, который назначил его также настоятелем в баварском Тегернзе и южносаксонском Херсфельде, а в 1022 г. — на освободившуюся хильдесхаймскую кафедру. И на должности епископа Годехард прославился как борец за монастырскую реформу и строитель многочисленных церквей.

  В 1132 г., в связи с канонизацией Годехарда, состоялось обретение хильдесхаймским епископом Бернхардом его мощей и положение их в монастыре, построенном в его честь. В ближайшее время после этих событий они были описаны анонимным хильдесхаймским клириком с присовокуплением чудес, приписывавшихся новоявленному святому.

  Издания: Transl. Godeh. P. 639-653.

  Переводы: На русский язык: Свердлов 1. С. 204 (только часть гл. 3).

«ПЕРЕНЕСЕНИЕ СВ. ГОДЕХАРДА ХИЛЬДЕСХАЙМСКОГО»

(вскоре после 1132 г.)

  3. [Чудо об оживлении засыпанного землей отрока. Чудо об исцелении умиравшего от водянки в Миндене.] Примерно в то же время1 благодаря блаженному Годехарду произошло замечательное чудо, достойное, чтобы запечатлеть его в памяти. Некие странствующие из Руси (peregrinantes de Ruzia)2 шли к монастырю, посвященному св. Годехарду, и в День ваий вступили в некое пустынное место. Но когда они намеревались по христианскому обычаю отслужить божественную службу, вышло так, что внезапно на них напало множество язычников3, предававших смерти кого только могли. И вот пал священник, который был вместе с ними, мученически отойдя к Господу. Остальные же, видя, что также будут убиты, приготовились сопротивляться, хотя и были безоружны, но прежде всего с особенной ревностью взмолились о защите к блаженному Годехарду. После чего, хотя многие и с оружием вступили в схватку с безоружными, но по воле Божией язычники обратились в бегство, там и сям бросая свое оружие. Видя это, те били их посохами, какими пользуются странники, и предали смерти около шести [человек]. Оставшись победителями, они подобрали оружие, брошенное разбойниками, и в знак победы принесли в нашу церковь кто щит, кто меч. [Чудо о спасении во время бури на реке Везер отрока, не умевшего плавать, тогда как его умевший плавать отец утонул.]

(
Transl Godeh. Р. 647)

 

Генеалогия Вельфов и История Вельфов

Дата публикации: 13.03.2019 г.

 

в раздел

 

КОММЕНТАРИИ

1
Речь идет о событиях, имевших место вскоре после канонизации, т.е. в 1130-х гг.

2
Слово peregrinantes можно понять и в более специальном смысле — «паломники» (ср. лат. peregrini > нем. Pilger, русск. пилигримы; и т.п.); ср. № 38/1. Не думаем, чтобы «странствующие из Руси» могли быть просто выдумкой агиографа, обобщенным названием путешественников из некоей отдаленной страны (Свердлов 1. С. 205. Коммент. 2). Некоторые, хотя и скудные, свидетельства о связях Хильдесхайма с Русью имеются: в ризнице хильдесхаймского кафедрального собора хранилась древнерусская паломническая реликвия — новгородский крест-мощевик, возможно, именно XII в. (Назаренко 20036. С. 54-58). Конечно, вряд ли то были православные паломники; вероятно, речь идет о латинянах, проживавших на Руси или возвращавшихся из Руси.

3
В ряде других чудес св. Годехарда также фигурируют язычники, которые часто прямо именуются славянами. Таким образом, нападение состоялось, видимо, на славянских землях к востоку от границ Хильдесхаймской епархии.

 

«ПЕРЕНЕСЕНИЕ СВ. ГОДЕХАРДА ХИЛЬДЕСХАЙМСКОГО»

 

Лого www.rushrono.ru

Поделиться: