Магдебургские анналы

  »Анналы» были созданы в пригородном магдебургском монастыре Берге, который с середины XII в., при аббате Арнольде (возглавлявшем также монастырь в Нинбурге), переживал заметный культурный подъем. Задуманные как всемирная хроника, «Анналы» впитали в себя большое количество источников, особенно по саксонской истории, отсюда другое название, употребительное в старой историографии — «Саксонский хронограф«.

  Издания: Ann. Magd. 1859. P. 107-196.

  Переводы: На немецкий язык: Ann. Magd. 1941; Свердлов 2. С. 353— 355 (только фрагменты, касающиеся Руси).

  Литература: Kessel 1931. S. 109-184; RFHMAe 2. P. 301.

«МАГДЕБУРГСКИЕ АННАЛЫ»

(1170—1180-е гг.)

  1.

  959. [Буквальное заимствование известий «Продолжателя Регинона» о русском посольстве к Оттону I, поставлении Либуция епископом для Руси, его смерти, поставлении вместо него Адальберта, его отправлении на Русь и возвращении1.]

(Ann. Magd. 1859. P. 147)

  2.

  9692. Христианнейший император Оттон (Otto)3, в год своего королевства 30-й, а императорства — 6-й4, основывает Магдебургское (Magdeburgense) архиепископство, и там поставляется Адальберт (Adelbertus), первый епископ, который, будучи поначалу послан для проповеди на Русь (Rugi), едва спасся5. [Предыстория организации архиепископской кафедры в Магдебурге. Равеннский синод 967 г.6 По повелению папы Иоанна и императора Оттона соборные решения подписали:] Петр, архиепископ святой Равеннской церкви, а также во множестве другие епископы Италии и Германии, имена которых на этой странице мы постарались перечислить. Хаттон, архиепископ майнцский, присутствовал и подписал. Хильдевард, хальберштадтский епископ, присутствовал и подписал. Регинольд, епископ Айхштеттской церкви. Адальберт, епископ Руси, присутствовал и подписал7. [Следуют еще одиннадцать имен. Император хотел назначить первым магдебургским архиепископом Рихара, аббата магдебургского монастыря, но не сделал этого из-за некоего тайно доставленного ему письма8.] В то время жил некто Адальберт, имя которого и заслуги были известны и который некогда был взят из монахов обители святого Максимина в Трире (Treveris), посвящен во епископа и направлен для проповеди на Русь, о чем мы уже отчасти говорили выше. Но грубый народ, свирепый видом и неукротимый сердцем, изгнал его из своих пределов, презрев [благовествовавшего] евангелие мира, ибо по промыслу Божию ему предстояло поручить новообращенный народ в нашей земле9.

  970. Итак, император поставил для служения означенной церкви названнного Адальберта10, [мужа], во всех отношениях достойного и испытанного, взятого из Вайсенбургского аббатства, которое тот покуда возглавлял, и направил его со своим посланием для получения паллия и утверждения от апостолического престола11.

(Ann. Magd. 1859. P. 149-150)

  3.

  Святой архиепископ Бруно, он же — Бонифаций12, поначалу каноник святого Маврикия в Магдебурге13, а потом принявший монашеский постриг14, в правление этого императора15 прибыл в Мерзебург, испрашивая у него, с разрешения господина папы16, посвящение в епископа, и по его повелению здесь же получил от архиепископа Тагинона (Tagino) рукоположение и паллий, который сам сюда доставил. Затем, на двенадцатый год своего обращения и подвизания, направившись в Пруссию (Prucia), он старался оплодотворить божественным семенем эти бесплодные поля. Но нелегко взрыхлить землю грубую, заросшую тернием. И вот, проповедуя на пограничье названной страны, Руси (Ruscia) и Литвы (Litua)17, поначалу он встречал помехи со стороны жителей, а когда продолжил благовествование, был схвачен. Затем язычники отрубили ему стопы и руки, а под конец и голову, и в 7-е иды марта18 он вместе с 18 своими товарищами славным мучеником взошел на небеса.

(Ann. Magd. 1859. P. 164)

  4.

  [Сообщение о Мерзебургском мире между польским князем Болеславом I и германским королем Генрихом II в 1013 г., походе Болеслава на Русь и его раздоре с участвовавшими в походе печенегами дано дословно по «Хронике» Титмара.]

(Ann. Magd. 1859. P. 165)

  5.

  [Буквальное воспроизведение краткого известия «Кведлинбургских анналов» о походе польского князя Болеслава I «с помощью саксов» на Русь в 1018 г.19]

(Ann. Magd. 1859. P. 166)

  6.

  1089. [Дословно заимствованное у Эккехарда известие о женитьбе императора Генриха IV на вдове маркграфа Удона (надо — Генриха), «дочери короля Руси» (Ruzi).]

(Ann. Magd. 1859. Р. 178)

Языческий храм лютичей

Языческий храм лютичей (реконструкция)

  7.

  1147. [Неудача крестового похода в Святую землю, возглавленного королем Конрадом, герцогами Вельфом и Фридрихом20. На обратном пути короля Конрада с почетом принимает византийский император21. Вдохновителем этого похода был аббат Бернард Клервоский22.] В тот же год, примерно на праздник святого Петра23, по Божественному вдохновению, поощряемые апостолической властью24 и по увещаниям многих благочестивых людей, огромное множество христианского воинства, возложив [на себя] знак Животворящего Креста25, направилось против язычников, обитающих к северу, дабы либо подчинить их христианской религии, либо, с помощью Божией, полностью истребить. Там в одно войско соединились магдебургский архиепископ Фридрих, хальберштадтский епископ Ротульф, епископы мюнстерский — Вернер, мерзебургский — Райнальд, бранденбургский — Виггер, хафельбергский — Ансельм, моравский — Генрих, а также корвайский аббат Вибольт, маркграф Конрад26, маркграф Адальберт27, пфальцграф Фридрих28, пфальцграф Херманн29 со многими графами и вооруженными рыцарями — [всего] шестьдесят тысяч. Тем временем в другое войско соединились бременский архиепископ Адальберон (Albero), ферденский епископ Титмар, саксонский герцог Генрих30, бургундский герцог Конрад31, презнатный князь (princeps) Хартвиг32 со многими графами, знатью и прочими воинами — числом сорок тысяч бойцов. Также и датский король (rex Dacie)33 вместе с епископами своей страны и со всей силой своего народа, собрав величайшее множество кораблей, приготовил войско примерно в сто тысяч воинов. Вышел и брат польского князя (dux Poloniae)34 с двадцатью тысячами воинов. Его старший брат35 с бесчисленным войском также двинулся против жесточайших варваров пруссов (Prusci) и долго пребывал там (в Пруссии). Против них, по неисповедимой воле Божией, с огромнейшим войском выступила даже Русь (Rutheni), хотя и не совсем правоверная (minus catholici), но все же отмеченная званием христианским36. И вот все они с несметным снаряжением и обозами, с удивительным благочестием вступили в различных местах в землю язычников, и вся земля задрожала при виде их, и, ходя [в ней] почти три месяца, они опустошили все, предали огню города и укрепления, спалили также храм с идолами, который располагался у города Мальхов (Malchon)37, да и сам город. [В том же году отправилась морская экспедиция из Кёльна, Фландрии и Англии воевать против сарацинов в Испании38.]

(
Ann. Magd. 1859. P. 188-189)

 

Магдебургские анналы

Дата публикации: 13.03.2019 г.

 

в раздел

 

КОММЕНТАРИИ

1
Заимствование сделано не непосредственно, а через «Саксонского анналиста» или «Нинбургские анналы» аббата Арнольда, которыми пользовались как «Саксонский анналист», так и «Магдебургские анналы».

2
Дата ошибочна: Магдебургское архиепископство было открыто в 968 г.; ср. также ошибочную датировку у Титмара. Отметим, что в «Саксонском анналисте», который (или его источник) использован автором «Анналов» (см. предыдущее примеч.), дата верна.

3
Германский император Оттон I.

4
Обе датировки ошибочны как применительно к 968, так и к 969 г.; в последнем случае должно было бы быть: на 33-м году королевства и на 8-м году императорства.

5
Форма этнонима «русь» (Rugi) показывает, что и здесь сведения анналиста восходят в конечном счете к «Продолжению Регинона» (см. примеч. 2).

6
На нем в присутствии папы Иоанна XIII было принято принципиальное решение об организации миссийного архиепископства в Магдебурге для славянских народов. Анналисту были доступны деяния собора.

7
На Равеннском синоде среди прочего очерчивался круг миссионерских задач будущей Магдебургской архиепископии, поэтому присутствие на нем Адальберта (который тогда еще не был кандидатом в архиепископы: см. № 11, примеч. 3, 5) показательно: он участвовал в обсуждении и подписался под решениями собора в качестве «епископа Руси», т.е. либо был призван как эксперт в славянских делах, либо его продолжающая de iure существовать Русская миссийная епископия мыслилась частью новоучреждаемой миссийной митрополии (Назаренко 2001а. С. 311-338). Легко видеть, что перечисление имен архиереев сделано не по дате епископской хиротонии и не по дате учреждения кафедры; возникает впечатление, что далеко не последнее место, которое подпись Адальберта занимает среди прочих, выдает его роль в происходившем.

8
См. № 11, примеч. 5.

9
Анналист повторно сообщает о поставлении Адальберта на архиепископство — на этот раз буквально заимствуя текст из «Деяний магдебургских архиепископов» (1140-е гг.) (Gesta Magd. 9. P. 381; в Хрестоматию не вошли) — памятника, авторство которого также приписывают аббату Арнольду. О трирском происхождении Адальберта см. № 7, примеч. 24.

10
В 968 г.: см. ставленую грамоту, выданную императором Оттоном I.

11
Грамота папы Иоанна XIII на этот счет от октября 968 г. сохранилась (UB Magdeb. 1. № 88; Papsturk. № 190). В ней папа сравнивает поставление Адальберта с поставлением в середине VIII в. первого майнцского архиепископа св. Бонифация, который до этого был миссийным епископом Гессена и Тюрингии, вошедших затем в его архиепи-скопию. Эта аналогия дает еще один повод думать, что в глазах организаторов Магдебургского миссийного архиепископства для славян Русь, прежняя епархия Адальберта, должна была стать частью новой митрополии (см. примеч. 7).

12
Миссийный архиепископ Бруно (в монашестве — Бонифаций) Кверфуртский.

13
Т.е. кафедрального капитула магдебургского собора.

14
В римском монастыре свв. Алексия и Бонифация.

15
Германского императора Генриха II; однако в 1004 г., когда Бруно принял рукоположение, Генрих императором еще не был. Все дальнейшее — почти дословное воспроизведение отрывков из рассказа Титмара, воспринятого через посредство «Саксонского анналиста».

16
Сильвестра II.

17
Говоря о месте гибели Бруно, магдебургский анналист контаминирует тексты Титмара («на пограничье названной страны и Руси») и «Кведлинбургских анналов» или, скорее, «Саксонского анналиста» («на пограничье Руси и Литвы»).

18
Ни у Титмара, ни в «Кведлинбургских анналах», ни у «Саксонского анналиста» нет подробностей казни Бруно (предварительное отрубание рук и ног). Неверную дату мученичества Бруно, приводимую Титмаром и, вслед за ним, «Саксонским анналистом» (16-е калениды марта = 14 февраля) магдебургский автор справедливо исправляет по «Кведлинбургским анналам» (7-е иды марта = 9 марта).

19
Единственное отличие — к этнониму Saxones добавлен эпитет strenui: «с помощью храбрых саксов».

20
Германский король Конрад III, герцоги баварский Вельф VI и швабский — Фридрих II, брат короля. Речь идет о Втором крестовом походе.

21
Мануил I Комнин, который совсем недавно, в 1146 г., заключил союз с Конрадом III, женившись на свояченице (родной сестре жены) последнего Берте Зульцбахской.

22
Известный богослов и проповедник, основатель ордена цистерцианцев.

23
См. № 46, примеч. 109.

24
По благословению римского папы Евгения III, который приравнял поход против европейских язычников к крестовому походу.

25
Т.е. также представляя себя крестоносным войском.

26
Майсенский маркграф Конрад из рода Веттинов.

27
Бранденбургский маркграф Альбрехт Медведь; Адальберт, Альберт, Альбрехт — формы одного и того же имени.

28
Саксонский пфальцграф Фридрих II Зоммершенбургский (по замку Зоммершенбург к западу от Магдебурга).

29
Рейнский пфальцграф Херманн.

30
Генрих Лев.

31
Конрад Церингенский, который еще при императоре Лотаре III получил титул «правителя Бургундии».

32
Очевидно, будущий архиепископ гамбургский.

33
Свен III.

34
Великопольский князь Мешко III.

35
Краковский и мазовецкий князь Болеслав IV.

36
Поход какой-то русской рати против пруссов в 1147 г. имел непосредственную предысторию двумя годами ранее, когда войска киевского князя Всеволода Ольговича помогли польскому князю Владиславу II уладиться со своими младшими братьями, сыновьями Болеслава III от другой жены — Болеславом IV, Мешком III и Генрихом. Тогда к Руси отошла Визна — город на прусском пограничье, при впадении Бебжи в Нарев, изъятый из мазовецких владений Болеслава IV (Пашуто 1968. С. 154). Визна была единственной преградой, которая отделяла древнерусскую Берестейскую волость с ее северным форпостом Дорогичином от собственно прусских земель. Коль скоро за военную помощь потребовали именно Визну, то ясно, что в Киеве придавали большое значение полному овладению Ятвягией и выходу к прусским рубежам. Со смертью Всеволода Ольговича в 1146 г. в Киеве вокняжился традиционный союзник и родственник младших Болеславичей Изяслав Мстиславич; тогда же, в 1146 г., был изгнан из Польши и Владислав II. Это помогает понять, кто из русских князей был участником похода. Предполагалось, что то было некое волынско-смоленское войско (Пашуто 1968. С. 155), но, принимая во внимание, что смоленский князь Ростислав Мстиславич, как и егостарший брат Изяслав, в 1147 г. был слишком занят ситуацией вокруг Киева, логично было бы не преувеличивать масштабов прусской кампании. Визна должна была оказаться под управлением либо волынского князя Вячеслава Владимировича, либо туровского князя Ярослава Изяславича — дяди и сына Изяслава Мстиславича соответственно. Видимо, волынские или туровские войска и участвовали в крестовом походе против пруссов в 1147 г., хотя не исключено также и присутствие отрядов из Городенского княжества (в верховьях Немана).

Надо отметить разницу в отношении к Руси и ее церкви со стороны магдебургско-го анналиста (за плечами Магдебургской церкви к тому времени были уже два столетия практической миссионерской работы среди славян) и ригористов-идеологов Второго крестового похода, вроде Бернарда Клервоского и папы Евгения III, который на волне крестоносных настроений и пользуясь церковным конфликтом между Киевом и Константинополем в 1147-1154 гг. намеревались даже вмешаться в церковную ситуацию на Руси с целью ее «исправления» (см., кроме № 38, известие баварского цистерцианского проповедника Герхоха Райхерсбергского о несостоявшемся папском посольстве на Русь в это время: Gerh. Comm. P. 495 [в Хрестоматию не вошло]; Назаренко 20096. С. 81-82).

37
Рассказ анналиста снова возвращается к походу против прибалтийских славян: вероятнее всего, имеется в виду лютический город Мальхов на озере Плёнер-Зе, где действительно фиксируется известное языческое святилище; путаница латинских n и u (v) особенно в иноязычных именах собственных — обычное явление.

38
Военные действия кастильского короля Альфонса VII против испанских арабов папа также объявил крестовым походом.

 

«МАГДЕБУРГСКИЕ АННАЛЫ»

 

Лого www.rushrono.ru

Поделиться: