Никон Печерский (Великий)
НИКОН ПЕЧЕРСКИЙ (Никон Великий; ? — 23 марта 1088) — древнерусский церковный деятель XI века, игумен Киево-Печерского монастыря в 1078—1088 годах, основатель храма и монастыря во имя Пресвятой Богородицы в Тмутаракани, учёный-летописец, православный святой.
Память в Православной церкви совершается: 23 марта (5 апреля) и 22 сентября (5 октября) в Соборе Тульских святых и 28 сентября (11 октября) в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих.
О судьбе Никона до появления в Киево-Печерском монастыре ничего не известно. Никон был одним из первых сподвижников преподобного Антония Печёрского, основателя Киево-Печерского монастыря, к которому пришёл не позднее 1058 года, уже будучи иереем и монахом. Он постригал в обители всех новоприходящих иноков и в их числе Феодосия Печерского. Нестор Летописец даёт ему характеристики "умудренного" и "великого". Первая отражает высокую степень образованности, вторая — особый авторитет среди русских монахов. Никон на данном этапе жизни фактически являлся лидером монахов Киевской Руси.
Пострижение в начале 1060-х гг. в монахи великокняжеского придворного Ефрема и боярского сына Варлаама навлекало на обитель Антония и особенно на Никона сильное негодование великого князя киевского Изяслава.
В итоге конфликт завершился разгромом монашеской обители воинами княжеского боярина Иоанна, отца Варлаама.
После конфликта в 1061 году Никон и другой чернец из монастыря святого Мины, в прошлом боярин, ушли из Киево-Печерского монастыря, желая поселиться отдельно от других. Они отправились вниз по Днепру на берег Чёрного моря и там разлучились: боярин отправился на остров по пути к Константинополю, а Никон — на "остров Тмутороканский" и там нашёл "место свободное вблизи города", где и обосновался. Никон основал церковь и монастырь святой Богородицы, почитая за образец себе Печерский монастырь.
В борьбе за Тмутаракань между князем Глебом, сыном Святослава Ярославича, и Ростиславом, сыном Владимира Ярославича, Никон поддержал Ростислава, а также сблизился с воеводой Вышатой, сыном Остромира. Однако в феврале 1067 года Ростислав был отравлен византийским наместником из Херсонеса.
В 1067 году Никон отправился к Святославу с поручением жителей Тмутаракани добиться поставления в город нового князя вместо умершего Ростислава. По пути он посетил Киево-Печерский монастырь, где игуменом к тому времени был Феодосий, упросивший Никона вернуться. Он доехал с князем Глебом до Тмутаракани, уладил монастырские дела и в 1068 году вернулся к Феодосию.
В период междоусобицы, когда Изяслав был изгнан из Киева (1073-1077 гг.) Святославом и Всеволодом, Никон был вынужден снова на несколько лет уехать в Тмутаракань. Вплоть до смерти Никон был тесно связан с Тмутараканью, сведения о событиях в ней содержаться в летописи до начала 1094 года.
Судя по данным "Повести временных лет", Никон был хорошо знаком не только с Тмутараканью и днепровским путём, но, возможно, за время своих путешествий бывал и в Херсонесе, топография которого описана им в рассказе о крещении Владимира. В летописи он также свидетельствует об остатках древних славянских городищ в районе устьев Днестра (города тиверцев и уличей) и Дуная (городок Киевец).
После возвращения в 1068 году Никон "со всей радостью" подчинялся Феодосию, а игумен очень любил его, "почитая словно отца", часто поручал братьев Никону, "ибо был он среди них самый старший". Когда Феодосий "поучал братию в церкви духовными словами", то просил Никона "прочесть что-либо из книг в наставление братии".
В период 1068-1078 годов в Киево-Печерском монастыре определилось несколько групп, различавшихся в зависимости от характера монашеской практики и политических симпатий.
Первое — мистико-аскетическое — направление возглавлял Антоний, который после первого бегства Изяслава и прихода к власти князя-волхва Всеслава Полоцкого поддержал последнего. По возвращении Изяслава из Польши в 1069 году князь "начал гневаться на Антония из-за Всеслава", поэтому Антоний вынужден был бежать в Чернигов под покровительство Святослава.
Второе направление возглавлял Феодосий. Он выступал за общежитийную практику монашеской жизни и за строгое соблюдение канонов. Ему были чужды всякого рода проявления язычества в мирской жизни. Феодосий выступал за союз церкви и великого князя: князь одаривал монастырь землями, смердами и другими богатыми дарами, а монахи во всём поддерживали князя. В 1073 году Святослав и Всеволод пошли войной на Изяслава и вновь изгнали его. Феодосий, несмотря на тесную связь с Изяславом, через некоторое время под давлением вельмож и братии пошёл на союз с Святославом: "оставил князя в покое и с тех пор уже более не укорял его".
Во всех этих событиях Никон не упоминается. Возможно, он, как и Антоний, поддержал Всеслава и сопровождал его в легендарной поездке в Тмутаракань. Существует даже гипотеза, отождествляющая Никона и Бояна, чьё описание Всеслава вошло в "Слово о полку Игореве", однако кроме интереса к причерноморскому фольклору и возможного одновременного проживания в Тмутаракани ничего общего у них нет. Боян был близок к семье Святослава, но увлечение князя "гусельными гласами" резко осуждалось Феодосием и его окружением.
Никон не относился ни к "антониевской", ни к "феодосьевской" группировкам: он был самостоятельным лидером, "книжником", который на несколько десятилетий опередил развитие монастыря. Он был равно удалён и равно приближен к противоборствующим друг другу князьям. В летописи даётся одинаково положительная посмертная характеристика и Ростислава, и Глеба, с которыми Никон был знаком. Подобные посмертные характеристики Изяслава и его сына Ярополка говорят о том, что Никон был сторонником этой ветви княжеского рода.
В 1074 году, когда Феодосий был при смерти, в монастыре разгорелся конфликт между группами монахов за назначение следующего игумена. Никон среди претендентов не упоминается. Вернулся Никон в монастырь лишь после смерти Феодосия и возвращения Изяслава (1077 год).
Никон был избран игуменом Печерского монастыря в 1078 году и пробыл им до смерти в 1088 году. Он старался продолжить все начинания Феодосия и описывается как строгий, но отходчивый начальник братии. Этот период отмечается продолжением распрей среди монахов, которые начались ещё при Феодосии и Стефане. В летописи говорится о побоях, которые Никон учинял некоторым монахам. Те, в свою очередь, не подчинялись установлениям и иногда видели на месте Никона осла.
Под надзором Никона в 1083 году великая Печерская церковь была украшена византийскими мастерами иконами и мозаикой, и здесь начал свою работу первый известный русский иконописец Алипий Печерский. В связи с этим эпизодом упоминается изображение Феодосия и Антония, которое Никон демонстрирует пришедшим мастерам. Однако церковь не была освящена вплоть до смерти Никона, что, видимо, вызвано напряжёнными отношениями митрополии и монастыря. М.Д. Присёлков считает, что Никон готовил канонизацию Феодосия, в связи с чем Нестор Летописец работал над его житием, а главная церковь монастыря — украшалась.
Также Киево-Печерский патерик делает акцент на роли Никона как свидетеля при заключении имущественных сделок и духовных братств под покровительством Богородицы.
Умер Никон в 1088 году (хотя высказываются предположения о более позднем сроке — 1094 год). Погребён в Киево-Печерском монастыре.