Патерики
ПАТЕРИКИ (от греч. paterikón — отечник, отечная книга) — сборники, состоявшие из кратких повестей о подвижниках какой-нибудь знаменитой обители или из кратких нравоучительных слов отцов и старцев этих обителей.
Патерик Египетский ("Сказание о египетских черноризцех") — переведенный с греческого языка сборник нравственно-назидательных произведений аскетического характера. Большую часть сборника образуют собрания патериковых рассказов, возникших в среде ближневосточного (прежде всего, египетского) монашества IV-V вв. Самая ранняя рукопись Египетского патерика относится к XIV в.
Киево-Печерский патерик — древнейший русский патерик, сборник произведений об истории Киево-Печерского монастыря и первых его подвижниках. Сложился в XIII в. в связи с перепиской епископа Владимиро-Суздальского Симона и монаха Киево-Печерского монастыря Поликарпа. В письмах рассказывается об основании монастыря, его главных святынях, приводятся сказания о его иноках. Литературными образцами для Симона и Поликарпа послужили переводные патерики: Синайский, Скитский, Египетский. Но основными источниками Поликарпа стали монастырские предания и некая печерская летопись.
Киево-Печерский патерик — наиболее яркий памятник т.н. печерской идеологии, создателем которой считается Феодосий Печерский. Печерские старцы, и в первую очередь Феодосий, внесли в древнерусскую духовную жизнь чуждую ей до этого идею аскезы, т.е. отречения от всего земного в пользу духовного самосовершенствования. Они считали, что главный источник дьявольского искушения — человеческая плоть, изначально греховная. Поэтому страницы патерика заполняют борьба иноков с плотскими искушениями и "истязании плоти".
Киево-Печерский патерик оказал определяющее влияние на развитие жанра "патерика" в древнерусской литературе. Вслед за ним и под его воздействием были составлены патерики Волоколамский, Псково-Печерский, Соловецкий.
Патерик Римский — переведенное с греческого языка сочинение папы римского Григория I Великого "Диалоги о житии и чудесах Италийских отцов и о вечной жизни души". "Диалоги" написаны около 593-594 гг. и посвящены описанию подвигов итальянских монахов. В "Диалогах" 148 глав. Переведены на греческий язык в 1-й пол. VIII в. Название "Римский патерик" появилось в древнерусской письменности XVI в.
Патерик Синайский — переведенный с греческого языка сборник рассказов, большую часть которых составляет "Луг духовный", созданный Иоанном Мосхом в VII в. Книга "Луг духовный" — это собранные во время путешествия по святым местам "цветы" — рассказы об аскетических подвигах (с чем связано и название произведения — "луг, цветник"). Значительное количество рассказов "Луга духовного" посвящено подвижникам синайских и палестинских монашеских обителей. Произведение насчитывает 300 глав. Перевод на славянский язык был осуществлен еще в 10 в. Древнейший сохранившийся список славянского перевода относится к XVI в.
Патерик Скитский — переведенный с греческого языка сборник патериковых рассказов, большую часть которого составляет систематическое собрание "Изречений отцов". Все патериковые рассказы разделены на главы согласно главнейшим монашеским добродетелям. Название "Скитский патерик" утвердилось в древнерусской письменной традиции в XV в.
Тексты всех известных патериков неоднократно издавались как Русской православной церковью, так и историками.
авторы статьи Г. Аксенова, С. Перевезенцев