Челканцы

Челканцы  Численность – 1 181 человека (на 2010 г.).

  Язык – челканский язык.

  Расселение – Республика Алтай.

  Челканцы (чалканцы) — тюркоязычный народ, компактно проживающий в Республике Алтай, селах Курмач-Байгол, Суронаш, Майск, Бийка, Чуйка, Турачак Турачакского района и в городе Горно-Алтайске.

  Историческое название челканцев — ку-кижи, или лебединцы. Этноним говорит о том, что предки челканцев поклонялись птице/лебедю. Челканцы проживали в районе реки Лебедь на Алтае.

  Переписи населения советского периода (кроме 1926 года) включали челканцев в состав алтайцев.

  В 2000 году челканцы были отнесены к коренным малочисленным народам Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации № 255 от 24 марта 2000 года). Всероссийская перепись населения 2002 года учла их отдельной народностью со своим языком, Всероссийская перепись населения 2010 года — численность челканцев составляет 1 181 человек.

  Челканский язык относится к северно-алтайским языкам (тюркской группы алтайской языковой семьи) или является наречием (диалектом) северно-алтайского (кумандинско-челканского) языка.

  По своему физическому облику челканцы принадлежат к уральской расе. Этот расовый комплекс широко представлен среди обских угров, самодийцев и тюркоязычного населения северных предгорий Алтая и Горной Шории. Существует, однако, мнение, что североалтайская группа популяций должна занимать самостоятельное место в системе расовой классификации.

Челканец
Челканец в национальном костюме

  В основе традиционных верований челканцев лежал шаманизм с его богатым мировоззренческим комплексом. Культ отправляли шаманы (кам). Имелся развитый пантеон богов. Были распространены также представления о духах-хозяевах (тайги, рек, озер и пр.). Важное место в жизни людей занимал и культ огня. Большое воздействие на религиозную жизнь челканцев оказала деятельность Алтайской духовной миссии, которая в конечном счете привела к их христианизации. Однако языческие представления до сих пор бытуют у старшего поколения.

  В плане социальной организации челканцы делились на 2 экзогамных рода (шолгану и шакшылу). Основной структурно-генеалогической единицей рода являлась группа родственников (кезек). Браки между членами одного кезека были запрещены. Главной ячейкой общества являлась моногамная семья. Брак патрилокальный. Широко был распространен брак через сватовство, в ходе которого стороны договаривались о размере калыма. Имели место также сговор между родителями малолетних детей, брак «убёгом», кража невест. Весьма предпочтительным считался кузенный брак. Отмечен обычай левирата.

  Основными направлениями традиционной хозяйственной деятельности челканцев являлись охота, земледелие и скотоводство. Объектами охоты в бассейне реки Лебедь служили преимущественно пушные и копытные животные. Охотились с помощью ружей, ловчих ям, капканов и т.д. Важную роль играли полозные средства передвижения и различные способы перемещения груза – шкуры-волокуши, заплечные берестяные короба (комдо), подволоки (чана). Значительное место в хозяйстве занимало также рыболовство. Рыбу ловили удочками, сетями, а также лучили ночью, используя острогу. Из рыбных ловушек были известны морды и запорные сооружения. Развитие мотыжного земледелия в горно-таежных условиях привело к более активному культурному воздействию на окружающую природную среду и появлению возделываемых участков земли, зерновых и технических культур, мотыги и т.д. Скотоводство было одной из наименее развитых отраслей хозяйства. Разводили лошадей, примерно со второй половины XIX в. – крупный рогатый скот.

Челканец на санях
Челканец на санях

  Традиционное поселение (аил) представляло собой систему мелких хозяйств. Основные типы жилищ – полуподземные и наземные прямоугольные срубы и двускатные каркасные постройки. Одежда состояла из рубахи, штанов и халата. Обувь – сапоги с холщовыми или кожаными голенищами, чирки (у женщин). Важное место в пищевом рационе занимали мука, крупа и толокно. Из них готовили лапшу (тутпаш), перловую кашу (угре) и перловую кашу, смешанную с толокном (мотко). С процессом обработки зерна тесно связан строго определенный круг предметов утвари (котел, ступа, ручной лоток, ручная мельница, сито).

  У челканцев сохраняются богатые фольклорные традиции – сказительская и шаманская. Из форм устного народного творчества распространены сказки, пословицы, поговорки, загадки. Продолжает бытовать также культура охотничьих сигналов и звукоподражаний. С генезисом отдельных отраслей хозяйства связаны знания эколого-географического характера (представления о территории проживания, способы ориентирования, природоохранные меры и запреты и прочее). Не менее значимой частью традиционной культуры челканцев являлась ее обрядовая составляющая, которая нередко также была сопряжена с хозяйственной деятельностью (обряд вызывания дождя, промысловые обряды и проч.).

  Современные этнические процессы в среде челканцев характеризуются культурной и языковой ассимиляцией, истоки которой восходят к 1960-м гг. и связаны с ликвидацией «неперспективных» деревень, где проживала основная масса коренного населения северных районов Горного Алтая.

статья добавлена

Дата публикации:

назад      в оглавление      вперед

КНИГИ О ЧЕЛКАНЦАХ

Челканцы / Функ Д.А. // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017.

Челканцы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007.

Челканцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010.

Челканцы



Лого www.rushrono.ru






Поделиться: