Итальянский театр

Итальянские войска 1915 г.  С первых дней войны обе коалиции нажимали все политические пружины, чтобы втянуть Италию в войну. Итальянское правительство это ясно понимало и хлопотало о том, чтобы не продешевить своей помощи. Фалькенгайн в своей книге откровенно говорит о том, как настойчиво стремилось германское правительство внушить австрийцам неизбежность территориальных уступок Италии за счет Австрии, чем можно было бы купить если не ее участие на стороне их союза, то по крайней мере итальянский нейтралитет, который обеспечивал бы возможность получения через нее нужного сырья.

  Италия понимала, что продолжительный нейтралитет при развитии мировой войны чреват для нее опасностями, особенно при заключении мира; нужно было воевать, и война на стороне Антанты обещала гораздо более существенные выгоды. После очень продолжительных переговоров 26 апреля 1915 г. в Лондоне было подписано соглашение, обеспечивавшее приобретения Италии за счет Австрии и Турции по окончании войны. Англия обязывалась немедленно дать Италии заем в 50 млн фунтов стерлингов, а Италия должна была не позже как через месяц вступить в войну. 24 мая 1915 г. Италия объявила Австрии войну, но с Германией она порвала дипломатические сношения только 27 августа 1916 г., что, однако не мешало германским войскам и раньше участвовать в операциях на Итальянском театре.

  Мобилизованная итальянская армия состояла из 12 корпусов и из большого числа милиционных дивизий. Численность армии при полном напряжении достигала 2 млн., из которых сразу было призвано под знамена около половины, остальные составляли запас, призываемый по мере надобности.

  Австро-итальянская граница шла по хребту Альп, причем австрийские владения вдавались клином на юг в Трентино, представляя выгоды быстрого наступления в Ломбардию долинами pp. Брента, Адиж и Кьеза (Джудикария). С другой стороны, все политические интересы Италии сосредоточивались на востоке, в долине р. Изонцо, в Истрии и Триесте. Таким образом, для итальянцев приобретали большое значение оба фланга их фронта — крайний правый, где сосредоточивались главные объекты действий, и левый, откуда шли кратчайшие пути в Ломбардию. Это вызывало необходимость со стороны итальянцев сильной страховки своих сообщений на фронте Трентино при развитии операций на р. Изонцо, куда тянули их политические интересы.

Итальянский театр

Для более детального просмотра карты "щелкните" по ней мышкой

  Первоначальный план итальянцев заключался в том, чтобы использовать отвлечение австрийцев на Русский фронт и медленным общим наступлением завладеть с самого начала кампании всеми важными проходами и господствующими пунктами границы и тем лишить австрийцев в будущем возможности вести наступательную операцию.

  Со своей стороны германская коалиция, предвидя выступление Италии, решила до окончания операции в России вести на Итальянском театре оборонительную войну. При этом было решено не уступать добровольно территории двуединой монархии и вынести оборону на р. Изонцо. Сюда, кроме сосредоточенных вблизи границы австро-германских дивизий, были направлены 5 дивизий из Сербии, 2 из Галиции, Альпийский германский корпус (1 дивизия), а также германская тяжелая артиллерия. Но все эти войска могли быть сосредоточены только уже после начала итальянского наступления.

  С 24 мая итальянцы начали наступать в четырех главных направлениях. В Трентино, где наступление велось несколькими сходящимися колоннами, они продвинулись на линию Коль-ди-Тонале — Рива — Роверето — Борго. В Кадоре они заняли Монте-Кроче и Кортина д’Ампецо, доминирующие над дорогой в Тоблах. В Карпинских Альпах итальянцы продвигались особенно медленно и не могли завладеть фортом Мальборгетто, преграждавшим дорогу из Понтеббы в Тарвиз.

  Но большую массу своих войск итальянцы сосредоточили в районе р. Изонцо, где бои приняли особо упорный характер на всем фронте от Монте-Неро до Мои-фальконе. Итальянцам удалось переправиться через реку и даже устроить тет-де-пон у Плавы, но дальнейшие успехи здесь, как и на всем фронте, были приостановлены в июле австрийскими контратаками. Война временно приобрела позиционный характер.

  Французские историки, для того чтобы оправдать неудачу первого итальянского наступления на р. Изонцо, когда австрийцы отчасти были захвачены врасплох, указывают, что эти последние успели в первые 2 недели по объявлении войны снять с Русского фронта 12 корпусов, участвовавших в трудной операции, и перекинуть их на итальянскую границу. Таким образом, итальянцы оказали существенную помощь России. Не стоит останавливаться на этом фактически невыполнимом акте вывода из операции 12 корпусов и перекидки их на Итальянский фронт в течение 14 дней, но, несомненно, итальянское наступление было единственной реальной помощью русским войскам, которая выявилась в снятии с Русского фронта первоначально 2, а потом в течение всего летнего периода кампании еще 8 — 10 австрийских дивизий.

назад      в оглавление      вперед

Итальянский театр

Поделиться: