Итальянский театр
На основании состоявшегося в ноябре соглашения в Шантильи итальянцы должны были принять участие в общем одновременном весеннем наступлении армий Антанты, причем им была предоставлена свобода в выборе фронта их активных действий. Но согласовать наступление англо-французов и итальянцев во времени не удалось. Ген. Кадорна в течение всего апреля, когда на Французском фронте шли ожесточенные бои, решавшие участь операции, бездействовал, ожидая без всякого для этого основания наступления австрийцев в Трентино. И только в половине мая, убедившись в безопасности со стороны Трентино, он решил начать свою наступательную операцию, т.е. в то именно время, когда судьба англо-французского наступления уже была решена.
План ген. Кадорна заключался в бомбардировании Австрийского фронта на р. Изонцо от Тольмино до моря, в демонстративной атаке к северу от Горицы и в нанесении главного удара на Корсо, т.е. в наиболее важном Триестском направлении.
Для более детального просмотра карты "щелкните" по ней мышкой
12 мая началась мощная артиллерийская подготовка, а 14-го и наступление итальянцев (3-я армия) со стороны Горицы и Плавы. Здесь атакующий завладел горами Кукко, Водице и западными отрогами горы Санто, на чем успех итальянцев и остановился.
Австрийцы ожидали итальянского наступления на Корсо, почему были мало готовы для встречи его севернее Горицы.
19 мая австрийцы, желая отвлечь итальянцев с Восточного направления, произвели ряд контратак в Трентино на Азьяго; эти контратаки имели незначительный успех и 22 мая прекратились.
После этого итальянцы 23 мая начали наносить свой главный удар на Корсо. Здесь была сосредоточена почти вся тяжелая артиллерия 3-й армии; со стороны моря атаке содействовала судовая артиллерия и, кроме того, 130 аэропланов приняли участие в бою. Итальянцам удалось здесь, в десятой битве на Изонцо, завладеть первой и отчасти второй линиями австрийских укреплений и западными склонами горного массива Гермада, этой естественной цитадели на пути к Триесту. В дальнейшем действия приняли здесь местный характер, и, таким образом, и на этом фронте успехи Антанты имели исключительно тактическое значение.
Итальянский театр