Сергий Радонежский

Сергий Радонежский  СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в миру — Варфоломей) (1314 или 1322-25.09.1392 гг.) — основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, православный святой.

  Родился под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Вскоре по велению великого князя Московского Ивана I Калиты семьи ростовских бояр, в том числе семью Варфоломея, переселили в подмосковный город Радонеж. По имени этого города впоследствии Сергий и стал прозываться Радонежским.

  После смерти отца Варфоломей с братом Стефаном ушли в монастырь, располагавшийся возле подмосковного Хотьково. В кон. 1330-х гг. они покинули обитель и избрали жизнь монахов-отшельников, одинокий аскетический подвиг в молчании. В подмосковных лесных чащобах, на горе Маковец они обустроили скит, построили церковь, посвященную Святой Троице, а Варфоломей принял иноческий постриг под именем Сергия. Через некоторое время Стефан ушел в Москву и стал духовником великого князя Семена Ивановича Гордого. К оставшемуся на Маковце Сергию потянулась монашеская братия. Так возник Троицкий монастырь.

  В 1353-1354 гг. митрополит Алексий при поддержке константинопольского патриарха Филофея предложил троицким инокам принять новый монастырский устав — общежительный. Троицкий монастырь стал первой в Московской Руси общежительной обителью, а Сергий Радонежский стал его первым игуменом. Во 2-й пол. XIV — нач. XV вв. преподобный Сергий и его ученики основали несколько новых монастырей, самыми известными из которых стали Симоновский и Спасо-Андроников в Москве, Высоцкий в Серпухове, Благовещенский на Киржаче, Кирилло-Белозерский под Вологдой.

  Приверженец чистоты духа и помыслов, преисполненный смирения и любви, Сергий Радонежский стал духовным авторитетом как для простых людей, так и для князей. В наиболее сложные моменты истории, он не раз помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы.

  В 1378 г., после смерти митрополита Алексия Сергия приглашали занять митрополичью кафедру, но он отказался, сказав: "Кто я такой, грешный и худший из всех людей?" Позднейшие источники рассказывают об особой роли Сергия Радонежского в событиях, связанных с Куликовской битвой 1380 г. В "Сказании о Мамаевом побоище" (кон. XV в.) говорится, что именно к нему приехал великий князь Дмитрий Иванович (Донской), чтобы получить благословение на битву с полчищами Мамая. Троицкий игумен благословил русское воинство — отправил на поле сражения двух монахов, Александра Пересвета1 и Андрея Ослябю2, предварительно посвятив их в схиму.

  Впрочем, по мнению современных исследователей, в 1380 г. отношения преподобного Сергия и великого князя были намного сложнее, более того, в период с 1380 по 1382 гг. в их отношениях наблюдался основательный разлад. Связано это было с проблемой поставления митрополита на Руси — Константинополь назначил Киприана, а Дмитрий Иванович хотел видеть на этом месте своего печатника (хранителя княжеской печати) Михаила (Митяя). Позиция великого князя, стремившегося полностью подчинить себе Церковь, не вызывала энтузиазма у Сергия Радонежского.

  Уже при жизни Сергий Радонежский стал воплощенным символом единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII-XIV вв. В 1447 г. он был канонизирован, а позднее почитался как небесный покровитель и заступник московских государей. Именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей. Житие Сергия Радонежского составил в 1417-1418 гг. его ученик Епифаний Премудрый, а затем во 2-й четв. XV в. переработал Пахомий Логофет.

  Сергий Радонежский похоронен в основанном им монастыре, который стали именовать Троице-Сергиевым. Дни памяти Сергия Радонежского — 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября).

автор статьи С. Перевезенцев

в раздел

КОММЕНТАРИИ

1
ПЕРЕСВЕТ Александр (2-я пол. XIV в.) — монах Троицкого монастыря, герой Куликовской битвы 1380 г.

 Сведения об Александре Пересвете противоречивы. По мере развития легенды о нем, его образ наполнялся все новыми чертами.

 Первые сведения о Пересвете появляются в летописной повести 1418 г. — Александр Пересвет назван среди павших на поле брани. Здесь же указывается, что прежде он был боярином в Брянске. В "Задонщине" (3-я четв. XV в.) о Пересвете рассказывается как о монахе и брянском боярине. В "Сказании о Мамаевом побоище" (кон. XV в.) появляется сцена, в которой игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский благословляет приехавшего к нему великого князя Дмитрия Ивановича на битву с полчищами Мамая и отправляет на поле сражения двух монахов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно посвятив их в схиму. Перед битвой Пересвет якобы вступает в поединок с вражеским богатырем, в котором они оба погибают. Имя богатыря — Темир-мурза — впервые появляется в нач. XVI в. в Никоновской летописи; позже его стали называть Челубеем.

2
ОСЛЯБЯ Родион (в миру — Роман) (? — после 1398 г.) — монах Троице-Сергиева монастыря, герой Куликовской битвы 1380 г.

 Впервые упоминается как "боярин любутский". Принял постриг у Сергия Радонежского в основанном им Троице-Сергиевом монастыре. В 1380 г. вместе с монахом Пересветом направлен Сергием Радонежским сопровождать московского великого князя Дмитрия Ивановича (Донского) на Куликовскую битву. После сражения вернулся в обитель. В 1398 г. направлен московским великим князем Василием I Дмитриевичем с посольством в Царьград к византийскому императору с милостыней, "оскудения их ради" после опустошительных набегов турецкого султана Баязета. В благодарность за помощь константинопольский патриарх передал великому князю "икону чудну" Спаса, которая была помещена в кремлевском Благовещенском соборе.

 Похоронен Ослябя в Московском Симоновом монастыре.

Сергий Радонежский

Поделиться: