Троице-Сергиев монастырь
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ (с 1744 г. — Троице-Сергиева лавра) — мужской монастырь, основанный Сергием Радонежским в сер. XIV в. (ныне — в г. Сергиев Посад Московской области).
В кон. 1330-х гг. Варфоломей (мирское имя Сергия Радонежского) и его старший брат Стефан поставили на горе Маковец "церквицу малу", освященную во имя Живоначальной Троицы. Вскоре Стефан, не выдержав тягот пустынножительства, покинул брата и ушел в московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей принял иноческий постриг от некоего игумена Митрофана под именем Сергия и продолжал вести уединенную жизнь. Согласно Житию Сергия, через несколько лет вокруг него сложилась братия из 12 иноков, живших особножитием — каждый в отдельной келье. По настоянию братии Сергий принял на себя управление обителью и был рукоположен в иеромонахи.
В качестве первого шага Сергий ввел в монастыре общежительный устав. Переход к новому образу жизни вызвал брожения ("нестроения") среди братии, вплоть до того, что Сергий на четыре года вынужден был покинуть обитель и жить во вновь основанном им Богородицком монастыре на реке Киржач.
После возвращения Сергия в Троицкую обитель она стала своеобразным центром монастырского движения. Сергий и его ученики основали около сорока монастырей; в их числе — Высоцкий Богородицкий в Серпухове, Спасо-Андроников и Симонов в Москве, Николо-Пешношский и Саввино-Сторожевский в Подмосковье, несколько монастырей в Заволжье.
По легенде, Троицкий монастырь сыграл исключительную роль в единении Руси накануне решительного сражения с Ордой на Куликовом поле в 1380 г. Два инока монастыря Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя) участвовали в Куликовской битве, предварительно приняв схиму. Житие Сергия Радонежского утверждает, что именно в Троицкой обители ее игумену впервые на Руси явилась Богородица, обещавшая "неотступной быть от места сего" и "всегда покрывать его".
После смерти основателя Троицкой обители, которая стала называться Троице-Сергиевой, его дело продолжил Никон Радонежский. В его игуменство Троицкий монастырь в 1408 г. сожгли полчища Едигея. Через три года монастырь был отстроен заново. В 1422 г. освящен новый Троицкий собор. Обретенные во время строительства мощи Сергия Радонежского поместили в собор. Стены храма расписывали иноки Андрей Рублев и Даниил Черный. Они же вместе с учениками создали и иконостас собора. Для этого иконостаса Андреем Рублевым создана икона "Троица", располагавшаяся справа от Царских врат. Позднее несколько икон для Троицкого собора написали и другие известные иконописцы, в частности Дионисий ("Преподобный Сергий с Житием"). Ряд икон приписывается кисти Симона Ушакова. В 1468 г. возведена одностолпная Трапезная палата, открывшая целый ряд построек такого типа, самой грандиозной из которых стала Грановитая палата в Московском Кремле. В поел. четв. XV в. — Духовская церковь, совместившая в себе черты московской и псковской архитектур.
В 1540-1550 гг. сооружены кирпичные монастырские стены с 12 башнями общей протяженностью более 1,5 км, в результате чего Троице-Сергиев монастырь превратился в мощную крепость. В 1559-1585 гг. возведен мощный пятиглавый Успенский собор, повторяющий формы одноименного собора Московского Кремля; в соборе были погребены цари Борис и Федор Годуновы, царица Марья Григорьевна и царевна Ксения Годуновы.
С XIV в. монастырь являлся одним из духовных и культурных центров Северо-Восточной Руси. С ним были связаны писатели Епифаний Премудрый, создатель первого Жития Сергия Радонежского, и Пахомий Логофет, будущие основатели монастырей — Савва Сторожевский, Афанасий Высоцкий, Андроник и др. В монастыре провел последние годы жизни Максим Грек. Сергий начал собирать монастырскую библиотеку, которая к XVII в. стала одной из крупнейших в России (большая часть ее фондов находится ныне в Российской государственной библиотеке в Москве).
В 1545 г. повелением великого князя Ивана IV Васильевича Троице-Сергиев монастырь поставлен на второе, после Чудова монастыря в Московском Кремле, а в 1561 г. — на первое место среди русских монастырей. Настоятель Троицкой обители стал именоваться архимандритом. Иван IV Грозный неоднократно посещал монастырь. В одно из посещений он встретился здесь с Максимом Греком. По свидетельству современников, царь молился в монастыре перед походом на Казань в 1552 г.
К кон. XVI в. Троице-Сергиев монастырь стал крупнейшим землевладельцем. Ему принадлежало св. 210 тыс. десятин пахотной земли, 100 сел и более 2500 других поселений.
Троице-Сергиев монастырь сыграл исключительную роль во время Смуты нач. XVII в. С 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г. продолжалась осада монастыря польскими войсками ("Троицкая оборона"). Во время осады из монастыря посылались гонцы с призывами к русским людям объединяться для защиты родной земли. Монахи монастыря поддерживали Первое и Второе ополчения.
В сентябре 1618 г. монастырь выдержал еще один набег польских войск во главе с королевичем Владиславом. 1 декабря в селе Деулино, неподалеку от монастыря, подписано перемирие между Россией и Речью Посполитой.
После окончания Смуты началось восстановление разрушенных и строительство новых зданий монастыря. Были возведены трапезная палата с церковью преподобного Сергия, отличающаяся богатством декора, в духе нарышкинского барокко, Царские чертоги, пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи (на средства Строгановых), Надкладезная часовня, расположенная рядом с Успенским собором. Формирование ансамбля монастыря завершилось в XVIII в.
В кон. XVII в. Троице-Сергиев монастырь дважды становился местом временного пребывания царского двора. В 1682 г. здесь во время стрелецкого бунта находилась царевна Софья и два юных царя Иван и Петр Алексеевичи. В 1689 г. в монастырь, прервав Великое посольство, прибыл Петр, чтобы творить следствие по делу о новом стрелецком бунте и роли в нем Софьи.
авторы статьи В. Карев, М. Ганичева