Вий

Вий

Н. Гоголь. Вий

  Злополучный семинарист Хома Брут приходит в церковь читать заупокойные молитвы над гробом загубленной им панночки-ведьмы:

  "Он на минуту остановился. Посредине все так же неподвижно стоял гроб ужасной ведьмы… очертивши около себя круг, начал припоминать все свои заклинания. Тишина была страшная; свечи трепетали и обливали светом всю церковь… Вдруг… среди тишины… с треском лопнула крышка гроба и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихрь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапания когтей наполнил всю церковь. Все летало и носилось, ища всюду философа.

  У Хомы вышел из головы последний остаток хмеля. Он только крестился да читал как попало молитвы. И в то же время слышал, как нечистая сила металась вокруг его, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов. Все глядели на него, искали и не могли увидеть его, окруженного таинственным кругом.

  — Приведите Вия! Ступайте за Вием! — раздались слова мертвеца.

  И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно останавливаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

  — Подымите мне веки: не вижу! — сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки.

  "Не гляди!" — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.

  — Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же дух вылетел из него от страха".

С. Городецкий. Вий

Из-за тридевять буйных веков,

Из-за тьмы, из-за мглы непроглядной,

Из-под пуда седых валунов

Вылезает корягой неладной.

Кожа сморщилась, тряпкой висит,

Зубы сыплются белой трухою.

Видно, кол ему мимо был вбит:

Не сыскал под землею покою!

Да и что за лежня под землей?

Темнота да жара донимает.

И наверх, осерчавший и злой,

Продирается Вий, вылезает.

Поглядеть захотелось ему

На житье на бытье молодое.

Вылез. Видит петлю да суму.

"Это, — думает, — что же такое?"

"Подымите мне веки! — кричит. –

Я не вижу ни счастья, ни воли.

Стон к земле приунылой прибит,

Думал: люди не стонут уж боле!"

Эх ты, старый мой, глупый мой Вий!

Дай-ка веки покрепче прихлопну!

Лише наше житье всех житий!

Зря ты вылез из теми утробной!

Как в смоле мы кипим, а живем,

Даже песни поем и смеемся.

Слезы капну — мы песни не рвем.

Смеючись, рукавом оботремся.

Тяжковекий! Тебе не понять,

Что за жизнь, что за дело земное.

Ты прощай, поворачивай вспять,

Мы ж опять за свое, за хмельное.

Только молви ты шару-земле,

Чтобы злаком сильней обрастала

Да за солнцем в неведомой мгле

Веселей, веселее летала.


  У древних славян Вием назывался насылатель ночных кошмаров, видений и привидений. Являлись они тем, у кого совесть нечиста. В этом он родствен Нияну, царю адскому. Служил Вий также Чернобогу в его царстве и судил мертвых за их проступки.

  Наши сказки знают могучего старика с огромными бровями и необычайно длинными ресницами: брови и ресницы так густо у него заросли, что совсем затемнили зрение; чтобы он мог взглянуть на мир, нужно несколько силачей, которые смогли бы поднять ему брови и ресницы железными вилами. Тогда уже ничто не утаится от его взоров (слово "вии" означает ресницы). Народное предание о Вии знакомо всякому, кто только читал Гоголя; однако некоторые любопытные черты не вошли в его поэтический рассказ. В Подолии, например, представляют Вия как страшного истребителя, который взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни; к счастью, убийственный взгляд его закрывают густые брови и близко прильнувшие к глазам веки, и только в тех случаях, когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город, поднимают ему веки вилами. В таком грандиозном образе народная фантазия рисовала себе бога-громовника (деда Перуна): из-под облачных бровей и ресниц мечет он молниеносные взоры и посылает смерть и пожары…

  В сказаниях чехов и словаков есть великан по имени Быстрозоркий. Своими острыми всевидящими взглядами он воспламеняет все вокруг, и даже скалы трескаются и рассыпаются в песок.

  Что интересно, слово "Вий", несомненно, созвучно имени древнего бога индусов Вайю. Он был богом бурь и ураганов, умерщвлял все живое. Обычно его называли безжалостным: "Можно пройти путем, которым бежит быстрая река, но нельзя пройти путем безжалостного Вайю…" Он же властвовал над преисподней. Не наш ли этой Вий, который в глубочайшей древности тоже упоминался как покровитель всесокрушающих ураганов и даже участвовал в насылании на земли Всемирного потопа?


"Русские легенды и предания"

Дата публикации:

Эпизод фильма "Вий" 1967 г.

назад      в оглавление      вперед

Вий



Лого www.rushrono.ru






Поделиться: