Языческий пантеон в Киеве
Князь Владимир хорошо понимал необходимость преобразований, которые могли бы поставить Киевскую Русь в один ряд с наиболее цивилизованными странами эпохи.
Будучи ярым язычником, Владимир в те годы еще не видел в крещении Руси средства укрепления государственной власти. Взойдя на киевский престол, он первым делом решил создать единый пантеон из шести языческих богов, полагая, что это сможет объединить и сплотить его разноплеменные земли.
Владимир объявил всепобеждающего и карающего Перуна-громовержца главным богом Руси. Это покровитель небес поражал нечестивцев огненными стрелами и почитался как покровитель земледелия и податель всех мыслимых благ. В Киеве идол Перуна был установлен на требище — месте, где приносились ему жертвы, в том числе человеческие.
На некотором удалении от Перуна были установлены изваяния остальных кумиров. Хорс и Даждьбог относились к небесным богам. Хорс олицетворял ночь и луну, а также покровительствовал людям в тяжелую осенне-зимнюю пору. Даждьбог почитался как бог солнца, бог благополучия и богатства, бог рода и семьи. Стрибог, бог ветров, ураганов и смерчей, мог вызвать или укротить бурю, нарушить покой или распространить благо. Симаргл относился к неславянским божествам. Изображаемый в виде крылатого пса, он был охранителем посевов и злаков. Ему поклонялись в период весенних полевых работ, от него зависел будущий урожай. Единственной богиней пантеона Владимира стала Мокошь, покровительница плодоносящей земли, воды, дождя и плодородия.
Культ Перуна на Руси насаждался Владимиром самым жестоким образом. До сего времени с язычеством уживались и другие верования. В русских пределах более почитались Световит, бог света и радостей жизни, и Велес, бог тьмы и загробного мира, а также бог богатства. Насаждая культ Перуна, Владимир утверждал свое право подчинять себе всех подданных, обожествлял свою княжескую власть. В далекую Новгородскую землю Владимир отправил своего дядьку Добрыню. "И придя в Новгород, поставил кумира над рекой Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу", — свидетельствует "Повесть временных лет". Вокруг идола в Новгороде горело восемь негасимых костров. Владимир энергично восстанавливал языческие обряды, игрища, состязания и поединки. Несмотря на это, многие не желали подчиняться княжеской воле, ограничивавшей количество кумиров, и продолжали оставаться верными многочисленным божествам, которым молились их предки.