Почитание стихии
Из всего описанного мы можем извлечь понятие, которое оказывали наши пращуры к огню и к воде как к стихиям, без которых не могли жить и которых олицетворяли если не для них самих, то для духов, в них обитающих. Что касается до перепрыгивания через огонь во время Купалы, то скорее всего здесь видна идея очищения, какую мы находим у греков и римлян в разном виде; а также, по словам Плано-Карпина, очищение водою и огнем употреблялось у татар при Батые. Не имелась ли здесь в виду задняя мысль с гигиеническою или санитарною целью под прикрытием религиозного обряда?
Отсюда видно, что не только в одной России существовало уважение к 24 июня и сопровождалось обрядностями, нет! Патриарх Вальсамон в XII веке так описывает греческие обряды, совершенно сходные с русскими купальскими и святочными: «Язычники в 23 день Июня, ввечеру собирались на берегах рек; и в некоторых домах мужи и жены украшали перворожденную деву наподобие невесты. Притом пировали и плясали, кружились, совершая препразднество в честь богини Весты. Между тем бросали разные вещи в сосуд, наполненный водою. Наряженная девица по вынутии каждой вещи предсказывала будущее тому, кто клал оную. На другой день с музыкою и пляской все выходили за водой и кропили оною все домы, а потом во всю ночь прыгали чрез зажженные костры. Церковные учители, постепенно отклоняя новых христиан от языческих обычаев, почли за нужное при водоосвящении сочинить для сна песни в честь Пресвятой Девы Марии»1.
М. Забылин"Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"
Дата публикации: 19.03.2019 г.
Почитание стихии
КОММЕНТАРИИ
1
Новая Скрижаль, или Пополнительное учение о Церкви, о литургии и пр. Соч. Архиепископа Вениамина. М., 1803 и 1806 гг.