Празднование на юге России

  На Украйне, Подоле и в Волыни в день Купало (Купайло) девушки после захождения солнца собираются в избранное место и приносят большую ветку вербы или ивы, которую предварительно украшают цветами и лентами; тут, утвердив ее в земле, ходят вокруг ее, припевая жалобные песни.

  Такая пляска продолжается более часа, после чего молодые парни, стоящие в стороне, бросаются на вербу и, несмотря на защиту охраняющих ее девушек, выдергивают из земли и обрывают, чем и оканчивается весь обряд.

  Скачка чрез огонь. Еще в начале нынешнего столетия в Малороссии существовал обычай прыгать чрез купальские огни или чрез кучи жгучей крапивы; обряд этот, как говорит проф. Снегирев, происходил так: предварительно делали болвана или куклу и украшали его голову венком, и с таким чучелом в руках перепрыгивал каждый чрез огонь или траву, припевая:

Купала на Ивана,

Та купався Иван,

Та в воду упав;

Купала на Ивана

и проч.

  Пассек говорит так в своем описании о празднике в Малороссии следующее:

  Девушки за неделю до Иванова дня начинают запевать песни, относящиеся до праздника Купалы; а накануне Иванова дня пред закатом солнца девки и молодки в праздничном платье с венками на голове из травы и цветов (секира), перевитых кануфером (калуфером) и другими душистыми травами, собираются вокруг срубленного дерева, преимущественно черноклена, и, схватясь за руки, поют:

Ой Маланичка, Петривачка:

Не выспалась наша дивочка!

Не выспалась, не наигралась

И с казаченьком не настоялась.

К череди1 шла, задремала,

На пеньки ноги посбивала,

На шпичьки очи повыймала!

А вже корови у диброви2,

А вже тилята пасут хлопьята3,

А вже вивци4 на крути горцы5.

  После того ставят под деревом куклу, сделанную из соломы, довольно большой величины, причем она должна быть непременно одета в женскую рубашку; голову этой куклы убирают лентами, шею – монистами (ожерельем), и кукла эта называется «Купала», а дерево, под которым ее помещают, – Марена.

  В других местностях обычай делать куклы как языческое предание уничтожен временем или влиянием духовенства, то там куклу заменяет дерево, на которое вешают венки и монисты. Устроив таким образом своего Купалу, зажигают близ его солому и начинают петь нежно и протяжно:

Ходыли дивочки коло мареночки

Коло мою Вудыло6 Купала;

Гратыми7 сонечко на Йвана

Накупався Йван, та в воду впав.

Купала под Йвана.

  При пении этой песни все участвовавшие в торжестве увенчаны венками; после того прыгают чрез огонь, разложенный на возвышении.

  Нужным находим заметить, что обычай делать куклу из соломы принадлежит, понятно, к обычаю древнему и языческому; но есть предание, что будто бы обычай с куклой возник от события с дочерью одного пана, Анной, которая будто бы утонула в Дунае8. Когда вечером под Иванов день украинцы приносили дерево и куклу к воде и пропоют песню, тогда начинают бросать с себя венки в воду или закидывать их в воду или на дерево; вслед затем кидают и дерево, и куклу, а сами начинают прыгать чрез огонь; только немногие уносят с собою венки домой, чтобы повесить их в сенях для сохранения себя от непредвиденной напасти9.

М. Забылин “Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия”

 

назад      в оглавление      вперед

 

М. Забылин. Русский народ

 

Празднование на юге России

 

Лого www.rushrono.ru

 

КОММЕНТАРИИ

1
Череда – стадо.

2
Диброва – дубрава.

3
Хлопьята – ребята.

4
Вивцы, вивца – овцы, овца.

5
Горцы – горки.

6
Вудыло – водный, мокрый, влажный.

7
Гратыми – играть.

8
Эта Анна созвучна с римской Церерой (Anna perenna).

9
Московский наблюдатель. 1838. № 3.

 

Поделиться: