Иноверческие праздники жатвы
У черемис из земледельческих праздников особенно известен Ага-Найрам, то же, что у татар Сабанной праздник, от сабана – род сохи. Ага происходит от черемисского слова аага – полоса или часть земли, данная для посева, и от найрам – праздник, собственно в честь божества Юмассе, управляющего хлебородием; он слыл божеством напольным оттого, что сборище бывает на поле тогда, как начинают орать землю под яровой хлеб. Ага-Найрам бывает не в одно время в разных местах, но окончательно большой праздник отправляется в субботу пред Пятидесятницею. Тогда Карт или Уставщик обязывает каждого к назначенному дню приготовить кушанье и питье, которое они ставят на ветви пихты (нулга); Карт, зажегши костер дров, читает молитву о плодородии, потом, взяв горящую головню, очищает осенением ею принесенное кушанье и питье. После сего обряда садятся пировать, и по окончании пиршества все, начиная с Карта, ходят к огню бросать в него куски от общей трапезы, приговаривая: «будь споро».
Этот обряд оканчивается иногда присягою или испытанием (тобыла), при коем ставят восковую свечу на землю и кладут липовую палку; тогда всякий должен целовать землю и переходить через палку. Кто сего не исполнит, того считают за отступника. После сего все расходятся по домам.
В другой праздник Упура-Найрам (Упура – новое пиво), соответствующий спожинкам или госпожинкам и отправляемый или в конце июля, или в начале августа, варят пиво из нового хлеба и ходят друг к другу желать счастливого окончания и успеха жатвы.
М. Забылин"Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"
Дата публикации: 19.03.2019 г.
Иноверческие праздники жатвы