Мордовские и чувашские языческие и христианские свадьбы

  Когда отец хочет женить своего сына, то посылает к отцу невесты посторонних людей, чтобы спросить: желает ли он выдать дочь свою за такого-то? И если последует благоприятный ответ, то родители жениха и невесты договаривались о калыме (выкупе), также – кому держать первую попойку и сколько чего употребить при ней. Калым полагался, смотря по состоянию, 8, 9 или 10 рублей ассигнациями. Потом отец и мать жениха просят невестину родню в гости в доме ее, а из своей родни никого не принимают.

  В назначенный для того день званые гости собираются, причем их угощают.

  Только в самый день бракосочетания объявляют жениху и невесте о том.

  Родители жениха приезжают в дом невесты, которая в то время уже совсем одета по-праздничному и приготовлена к браку. Вся церемония и важность ее заключается единственно в том, что отец, взяв за руку дочь свою, а мать в руки хлеб и соль, вручают дочь свою с хлебом-солью свекру и свекрови.

  Невеста, поблагодарив родителей своих за понесенные ими труды и хлопоты о воспитании ее и притом заплакав о родительском доме и родственниках, покрывается белым холстом до пояса и в этом виде выводится своим братом из отеческого дома до саней или телеги. Прочая родня ее, проводив ее до половины дороги и встретив родню женихову, возвращается, так как на брачном пиру с невестиной стороны родни не бывает.

  Как только приедут в дом жениха, то его брат или ближайший сродник, взяв невесту за руку, вводит в избу и сажает за стол. Потом зовут жениха, который, нахлобучив шапку, садится подле нее. Отец его при собрании всех сродников и других гостей, взяв поставленный на столе пирог аршина в полтора, поднимает его и концом его поднимает покрывало у невесты, говоря между тем: «Вот тебе свет! Будь счастлива к хлебу, животу и размножению семьи». Потом переменяет он ей имя: Мезява, большая, Сернява, средняя, Вежава, меньшая, и так далее по старшинству сочетающихся сыновей своих. Тогда жених и сродники увидят невесту, так как и она их всех. После сего начинается пирушка, которая продолжается, смотря по средствам. В этом состоит весь обряд их таинства брака.

  Ныне их браки как христианские сопровождаются новыми обычаями, близкими к нашим. Обыкновенно в день свадьбы надевают на невесту красное платье или кумашник, красную рубашку и красные сапоги. На все пальцы обеих рук надевают разноцветные перстни с привешенными к ним небольшими цепочками, к которым привешены серебряные или медные копейки. Голову ее прикрывают красною фатою так, чтобы видеть лица ее нельзя было. Пред нею ставят скамейку, на которую ставят хлеб, соль и ведро пива; подле нее садится пожилой мужчина с иконою, пред которою мальчик держит свечу. Между тем все сродники ее, подходя к ней один по одному, подклоняют головы свои под фату ее, которых она порознь оплакивает. В продолжение сей церемонии один играет на гудке; а прочие по своему обыкновению, приплясывая, поют: вой! вой! При этом потчуют пивом или медом всех без изъятия предстоящих, и всяк в честь себе вменяет быть при этом пьяным. Со стороны здесь не бывает гостей, кроме отца и брата, свахи и двух дружек. Должность свахи и одного дружки состоит в том, чтобы подносить напитки.

  Другой дружка, стоя пред невестою в безмолвии, держит в правой руке обнаженную саблю, которою, время от времени махая, ударяет в полоток или матицу.

  Между тем у печки на столе кладут постель и все прочее приданое, на котором садится невестина сестра или иная ее подруга, у которой дружка должен выкупать приданое.

  Коль скоро невеста оплачет всех своих сродников, то немедленно начинается церемониальное шествие к венцу. Во первых – идет дружка с саблею, потом невестина мать или бабушка со свечою, а за нею отец или ближайший сродник с иконою.

  Тут берут невесту кто за пояс, кто за ноги и выносят из избы на двор. Между тем она, как бы неохотно оставляя дом своих родителей, старается всеми силами противиться этому выходу из дома. То схватится за матицу, то за косяк дверей, то за скобу, и с такою силою, что окружающие ее должны бывают употребить все силы для того, чтобы раздвинуть руки. Коль скоро вынесут ее во двор, то дружка, вооруженный саблею, кричит, чтобы все зрители стояли рядом и чтобы никто не выходил ей навстречу, что принимается за дурной знак.

  Между тем у избы запирают двери и никого оттуда не выпускают, пока не посадят невесту в сани или в повозку и покрывают белою скатертью с бахромою. Поезд следует так: сперва отец или брат женихов, потом невеста со свахою и дружкой в одной повозке, затем подруги ее и вся свита едет только до половины дороги, а отсюда сопровождает ее поезд жениха до самой церкви, где дожидается жених.

  Когда окончится венчание, впереди всех едет жених, а за ним невеста, после того и весь поезд. По прибытии домой жених тотчас, приняв невесту, ведет в избу; но прежде, нежели входят в нее, становятся оба одною ногою на порог избы, где ставят горячую с хмелем сковороду на ногу сперва жениху, а потом невесте. Жених сбрасывает ее ногой, потом то же делает и невеста. За отбрасыванием ногою сковороды с хмелем тщательно наблюдают все домашние и выводят свои заключения о будущем новобрачных. Чем далее отлетит сковорода от ноги невесты, тем она будет сердитее и сварливее; а чем ближе, тем смирнее и добрее. Если сковорода упадет верх дном, то думают, что новобрачные будут несчастливы, и обратно – дном книзу – полное благополучие.

  Затем жених, невеста и все гости входят в избу, садятся за стол и пируют; но при этом пиршестве никого из родни новобрачной не бывает. Сама же невеста тотчас убирает голову по-девичьи, как до сего ходила, и потом ходит так до того времени, пока не увидится с отцом или матерью или вообще с тем, кто ее выдавал замуж, а затем уж лишается всех девичьих украшений.

  У некоторых мордовцев есть обычай раздавать крутую кашу всем сбежавшимся с деревни смотреть молодых, по чумичке на человека, кому в шапку, кому в полу, а иному и за пазуху.

  У чувашей, живущих по Волге, если кто вздумает жениться, должен послать свата в дом невесты и торговаться с отцом насчет выкупа. Не знаем, как теперь, но лет 90 тому назад цена тамошним невестам простиралась от двадцати до пятидесяти рублей ассигнациями. Бедняки покупали в то время жен, платя десять, пять рублей, а богатые платили до восьмидесяти рублей на ассигнации. Приданое невесты обыкновенно состоит из разного скота, домашней утвари и одежды, соразмерно или почти соразмерно с выкупом. Впрочем, это в других местах называется калымом (выкупом, а у чувашей называется хота, сватовство).

  По заключении торга бывает поезд с дарами. Жених, приезжая с родителями к невесте, представляет договорную сумму денег, причем дарит новых родственников рубахами, платками или холстом; а для благополучия в сочетании хозяевам – пшеничный хлеб и небольшое количество меду-сырца, которое, поднося, держит против солнца и творит молитву. В этот же день после веселой пирушки условятся насчет дня брака.

  В этот день невеста сидит в гостеприимной избе за отгородкою с закрытым лицом. Но в известное время выходит оттуда и ходит вокруг избы с печальным выражением лица, между тем как ее подруги носят перед нею пиво, хлеб и мед-сырец. Когда таким образом она обойдет три раза вокруг избы, то жених, сорвав с нее покрывало, целует ее и меняется с нею перстнями. И с того времени она называется обрученною. После того невеста, угостивши гостей хлебом, пивом и медом, уходит опять за перегородку, где женщины, сняв с нее худую девичью шапку, надевают бабью, поновее, называемую «хущиу».

  При раздевании, как и у других русских племен, невеста должна разувать жениха. На следующий день происходит следствие, сохранила ли молодая свое девство, если не сохранила, то стыдят молодую стаканом с продырявленным дном, как уже ранее было описано, и все кончается смехом, без неприятных для молодой последствий.

  В этот день молодая принимает гостей как хозяйка, и день проводится в песнях и плясках под музыку, веселее первого.

  Свадьбу играют по большей части у жениховых родителей. Гости со своей стороны никогда не ходят без съестного и напитков, а кроме того, кладут на поставленный на столе хлеб с воткнутой в него стрелою, кто что может из денег на развод молодых.

  В прежнее время чуваши-христиане венчались спустя долгое время после этих обрядов.

"Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"

Дата публикации:

назад      в оглавление      вперед

М. Забылин. Русский народ

Мордовские и чувашские языческие и христианские свадьбы



Лого www.rushrono.ru






Поделиться: