Обвинение боярина Матвеева в чародействе

  Все вышесказанное темнеет против выдающегося дела, каким можно счесть обвинение знаменитого русского боярина Артамона Сергеевича Матвеева в чародействе. На него показали злобствующие, что будто бы он с доктором Стефаном, запершись в палату, читали черную книгу и будто, по показанию обличителей, в это время являлись к ним нечистые духи. По этому доносу Матвеев был сослан в заточение с отнятием у него всех имений и боярского сана. Будучи в заточении, боярин Матвеев много писал царю, патриарху и ближним своим боярам, но долго не мог добиться успеха. В одной из подобных челобитен (прошений) Матвеева он говорит, между прочим, следующее:

  «При государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче такожде ненависти ради, подкинули письмо воровское на боярина И. Д. Милославского, будто он имеет у себя перстень волшебный думного дьяка Грамотина, и по тому воровскому (обманному, мошенническому, вообще подложному) письму немного не пришел в конечное разорение… А при царе… Алексее Михайловиче… извет был… о волшебстве на боярина С. Л. Стрешнева и за тот ответ страдал безвинно, честь была отнята, и сослал на Вологду… да и многих… таких воровских писем было, а иные и в смертном страхе были…»

  Нужно заметить, что в воинском уставе, изданном в 1716 году, сказано, что если кто из воинов будет чернокнижник, заговорщик ружья и богохульный чародей, то наказывать его шпицрутенами и заключением в железах или сожжением. В толковании же указали, что сожжение есть обычная казнь чернокнижников, входящих в обязательство с дьяволом1.

  Страсти и ужасы, возникшие по вере в колдовство и чародейство, начали ослабевать после реформы Петра Великого, и притом в высшем классе общества, состоящем из разных наций. В наше время во всех просвещенных государствах, да также и в России, принято считать волшебство за выдумку, за эпидемию веков, требующую жертв невежеству, и с этого времени эта безумная попытка мести и ненависти потеряла в народе свой ужасающий характер, а в законе характер преступления. Колдуны уже более не сообщники дьявола, а обманщики, и если попадаются, то их судят, как за обманы.

"Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"

Дата публикации:

назад      в оглавление      вперед

М. Забылин. Русский народ

Обвинение боярина Матвеева в чародействе



Лого www.rushrono.ru






КОММЕНТАРИИ

1
См. Полное собрание законов. Т. V. № 3006. Гл. I, арт. 1 и 2.

Поделиться: