Русские ведьмы и мары

  Женщины, занимающиеся колдовством, в некоторых местах России называются марами1. Их различают на наследственных, которым наука колдовства идет по наследству, и ученых, выучившихся от других ведьм, или мар. Последние, по поверью народа, опаснее первых: их полетам на Лысую гору народное поверье приписывает единственно цель совещаний с собирающейся там нечистою силою делать зло человеку. Доение или выдаивание коров народ также относит преимущественно к ведьмам ученым. Страстные охотницы до молока, они наносят вред каждому домохозяину, истощая его коров. Говорят, ведьма может доить коров, несмотря ни на какое расстояние, стоит ей только очертить круг на земле с заговором и в центре его воткнуть нож. Молоко (будто бы) задуманной ею коровы потечет из нее само собою.

  Ночь на Ивана Купалу считается самою опасною от нападения ведьм: домохозяева принимают все меры, чтобы оградить от них свой скот; они кладут в окнах изб крапиву как противодействующий предмет чародейству ведьм, вешают на дверях хлевов убитую сороку или прилепливают сретенские восковые свечи.

  Ведьмы производят колдовство чрез заговоры и наговаривание разных трав, которые они собирают преимущественно в ночь на Ивана Купала. Травы эти (папоротник, белоголовник, шалфей, плакун, дурман, адамова голова, иван-да-марья, чертополох, подорожник, полынь и пр.) в руках обыкновенных людей не имеют такой силы, как в руках ведьм; те, приготовляя из них мази и натирая им свое тело, могут принимать по желанию виды различных животных, например свиньи. Если поймать такую ведьму- оборотня и бить ее наотмашь осиновым колом, то она непременно примет свой настоящий вид. Толкуют, будто в это время ведьма откажется от своего ремесла. Легенды о ведьмах говорят, что они одарены возможностью превращать и людей в животных или в птиц.

  Смерть как колдуну, так равно и ведьме приходится плоха. Одно средство для облегчения умирающего в этом случае – поднять над его постелью доску в потолке, или слегу, отчего думают, душа скорее освободится от тела колдуньи или колдуна (говорится безразлично).

  Со смертью ведьмы не прекращаются еще ее сношения с землею; ненавистница при жизни она, по мнению суеверов, остается долгое время ненавистницею рода людского и после смерти. Как и колдуны, они встают из гробов и ходят по земле; избавиться от них можно только одним – вколотить в могилу и в самый труп осиновый кол.

  Мало того, что сейчас сказано о ведьмах, про них говорили, что они отнимают плодородие земли, приносили бесплодие и голод, вредили произрастанию овощей и плодородию животных. Портили не только свадьбы, но даже скот.

"Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"

Дата публикации:

назад      в оглавление      вперед

М. Забылин. Русский народ

Русские ведьмы и мары



Лого www.rushrono.ru






КОММЕНТАРИИ

1
Напр., в Воронежской губ. священник магистр Федор Никонов. У киргизов – Дджа-Абугар.

Поделиться: