Наговоры на рыбную ловлю
1. Как ты, матушка Шорда-река, течешь быстро и яро, берега смываешь, травы омываешь, кореньица сдираешь, так смывай и сдирай с моей раба Божия (имярек) вшетовки, с резки и с мешени, с огненного боя, со всей оружейной приправы, ото всякого злого и лихого, и от помышленного, от колдовства и от всей нечистой думы. К тем моим словам небо и земля – ключ и замок; аминь. (Записал А. Харитонов, в Шенк. уезде.)
2. Рыбий прикос. Говорить слова на уды и на рыбицу, какую Бог даст:
Буди моя рыбица неприкослива, неурослива, иди ко мне, рабу Божию, скоро, беспопятно и бесповоротно, против быстрые воды, осенние реки, назад не оглядывайся и в сторону не отворачивайся, иди ко мне, рабу Божию, ежечасно на утренней заре и на вечерней заре, в мои железные уды, рыбица налим большеголовый, и востроносица щука, красная рыбица семга, иди ко мне, рабу Божию Н.; по всяк день, и по всяк на утреней заре и на вечерней заре, в день под солнцем, а в ночь под месяцем и под частыми звездами, и под всею окружностью Божиею… Тем моим словам ключ и замок, именем Господним, Духом Святым, во веки веков аминь. А которое я, раб Божий, слово узабыл, узопамятовал, то слово мое буди в том же кругу и вострее вострого ножа, булатного топора, быстрее ключевой воды, именем Господним, Духом Святым, во веки веков, аминь, за аминем аминь. (Крест. Леонтьев, Холмогор. уезда.)
3. То же. Для рыбной ловли и для налимов, и для щук, и для семги, и для всякой, какую Бог дает на уду.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Стану я, раб Божий, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из дверей воротами, пойду в чистое поле под восточную сторону, в зеленую дубраву, и стану я, раб Божий, на восточную сторону лицом и помолюся и поклонюся истинному Христу Царю небесному, и буди я, раб Божий, промышленник не урослив и не прикослив от своей крови, и от своей думы, и от буйного ветра, и от своего глаза, и от своего сердца, и от людской думы, и от молвы, от людского глаза. А кто злой, лютый человек подумает на мой добыток и на промысел и то бы ему себе да в пазуху, а что он радеет себе, то и мне на мой добыток и на промысел. По всяк день, по всяк час и по всяку ночь, и тем моим наговорным словесам ключ и замок именем Господним, Духом Святым, во веки веков, аминь.
4. То же. Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, аминь. Небесной Троице, Отцу, и Сыну, и Св. Духу, и всем святым ангелам и архангелам. Отступись, дьявол, от всех дверей и от всех углов храмины сия, и от всех узлов ленных и посконных, и конопляных, и всяких разных ловушек. Здесь тебе нет ни места, ни части; здесь с нами, с рыболовами, рабами и рабынями (имярек), честный крест Господень, здесь Святая Троица: Отец, Сын и Дух Святой, здесь Мати Христа Бога нашего Пресвятая Богородица, держит в правой руке цвет и траву и дает нам, рабам и барыням (имярек), обкуривания для сохранения нашей рыбной ловли, льняных, посконных и конопляных ловушек, красной рыбы, семги, и белой рыбы, рака и щуки, и проч. Здесь начальники сил небесных: Михаил, Гавриил и Уриил и Рафаил, Херувимы и Серафимы и все небесные силы. Здесь святой Иоанн Предтеча и здесь святые апостолы Петр и Павел, и держат во правых руках Адамов крест, цвет и траву и золотые ключи и дают нам, рыболовам, рабам и рабыням, для ради сохранения нашей рыбной ловли для красной рыбы семги, и белой рыбы, рака, щуки, и прочих разных белых рыб. И здесь все святые апостолы, и три святителя и учителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст честный; здесь с нами, с рабами и рабынями (имярек), св. Николай великий хранитель, и здесь русские чудотворцы: Алексей и Иона; здесь мученик Агафон, здесь мученик Христов Никита. Здесь, с нами, с рыболовами, с рабами и рабынями (имярек), мученицы Христовы, Екатерина и Варвара, держат ладонь и кадило и дают (имярек) для обкуривания льняных сетей и всяких разных наших ловушек. И все честные ангелы- хранители наши, берегите и стерегите нашу рыбную ловлю на всяк день, на всяк час и на всяку ночь, в ветху и в новцу, и в меженных днях, перекройных, на зажив дней и на зажив нощей. Силою честного и животворящего креста Господня сохраняй нас, Господи, рыболовов, рабов и рабынь (имярек), на сем древе крестном распятый Иисус Христос. Аминь (трижды). По благословению Господню идите святые ангелы ко синю морю, с золотыми ключами, отмыкайте и колебайте сине море ветром и вихером и сильною погодою, и разбудите красную рыбу, семгу, и белую рыбу, и раки, и щуку, и прочих разных рыб, и гоните из-под мху и из-под виченого куста, и из крутых берегов и желтых кустов, и чтоб она шла бы к нам рыболовам, рабам и рабыням (имярек), в Местушку-реку, быструю Двину, и в разные реки и озера, и во всякие водяные притоки; и не застоялась бы на красном солнце, и не загулялась бы с охотной травы, и шла бы к нам, в наш рыболовный завод, и не боялась бы и не пятилась наших ленных и посконных, и конопляных сетей, и всяких разных наших ловушек. Не дайте, святые ангелы, очам ее виду, ушам ее слыху, и еще, святые ангелы, сохраните нашу рыбную ловлю от уроков и от прикосов, от еретика и от еретицы, от клеветника и клеветницы, от мужней жены и от вдовицы, и от девки простоволоски, и от всякого ветреного проходящего человека, отныне и до века, аминь. Христос воскресе! (Запис. А. Харитонов, в Шенк. уезде.)
5. Слова, рыбу лучить. Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, аминь. Как да народ Божий, православные христиане из церкви, с домов и изо всяких мест, и за Спасом, и за Пресвятой Богородицей идут на Иордан, и придут на Иордан и станут, с места на место не перехаживают и не погуливают, так же бы ко мне, рабу Божию (имярек), рыба в лучь всякая шла: лоси, семги, хариусы, сиги, щуки, налимы, язи, подъязки, окуни, сороги, и всякая рыба шла с ям, с плес и с травы, из лапуги, из крежьев, из ручьев, из всяких мест дресвы и на росити, и придут в лучь и стали бы они, с места на место, не перехаживали, и не погуливали на утренней заре и середи ночи темной, не боялись бы они ни козы, ни луча, ни лодки, ни остожья, ни шеста, ни меня, раба Божия (имярек), ни товарища моего кормщика (имярек). Всегда ныне и присно и во веки веков, аминь.
Говорить сие трижды, когда станешь лучить зажигать. (Ночная ловля рыбы при помощи огня.)
Как престол Господень стоит среди алтаря, не шевелится, так бы не шевелиться, не похаживать, так же бы у меня, раба Божия (имярек), рыба с луча не шевелилась и не похаживала на утреней заре и на вечерней, и на середи ночи темной.
И говорить сие трижды, и к тому же: «Как поп стоит на ердане, не шевелится и не похаживает, так бы и у меня, раба Божия (имярек), и рыба с лучу не шевелилась и не похаживала на утренней заре, на вечерней и среди ночи темной». Говорить сие трижды.
Обереж: как первую рыбу добудешь и с остроги снимешь и говорить в рот ей трижды и плюнуть: «Чур моей рыбы и чур моего промыслу, чур моей думы, крови, чур меня р. Б. (имярек), промышленника, чур моего коршика». И положить рыбу в лодку и поезжай. Бог в помощь. (В Труды Этн. отд. 1878. От г. Хромцова.)
6. Для удачного лова рыбы. Пойду я на быстру реку, на ей есть рыбки потрепущи, и спустили бы мы невод, как шелков пожок, и в этот неводок, в каждый поводок наскакало бы рыбы, как чины1. (Доставил г. Никольский из г. Мезени.)
7. При наживке червей на крючок. Когда наживляют на крючок червей, а иногда рыбу, то приговаривают: «Рыба свежа, наживка сильна, клюнь, да подерни, ко дну потяни». (Записано г. Ефименко, в Холмогорах.)
8. На уженье. Для того чтобы на удочку попадалась крупная рыба, поймавши маленькую рыбку, секут с приговором: «Пошли отца, пошли мать, пошли тетку, пошли дядю и т.д.» – и пускают обратно в воду, освободив от крючка. (Записано г. Елизаровым в г. Архангельске.)
9. Для удачи на промысле. По благословению Господню, идите св. ангелы ко синю морю, с золотыми ключами, отмыкайте и колебайте синее море ветром и вихрем и сильною погодою, и возбудите красную рыбу и белую рыбу и прочих разных рыб и зверей морских; и гоните их из-под моху и кустов, от крутых берегов и желтых песков, и чтобы они шли к нам, рыболовам и звероловам (перечисляются имена всех промышленников), и не застаивались бы при красном солнце, и не залеживались бы на льдинах среди моря и шли бы в наши заводы, сети и ловушки, и не пятились бы наших ленных и конопляных сетей и всяких разных ловушек, и не пужались бы наших выстрелов и колотушек. Не дайте, св. ангелы, тем зверям и рыбам: очам их – виду, ушам их – слуху, и еще, святые ангелы, сохраните нашу рыбную и звериную ловлю от уроков и от прикосов, от еретика и еретицы, от клеветника и клеветницы, от мужней жены и вдовицы, и от девки простоволоски, и всякого ветреного, проходящего человека и порчельника, отныне и до века, аминь. Христос воскресе. (Доставлено г. Никольским из Мезени.)
М. Забылин"Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"
Дата публикации: 19.03.2019 г.
Наговоры на рыбную ловлю
КОММЕНТАРИИ
1
Слово «чины» не объяснено доставителем.