Заговоры от лихорадок
1. От трясцы. Писать по ровну на бумаге три имени: Анфака, Иугалы, Фатулей. (Из старинного лечебника, доставленного свящ. А. Колчиным из с. Пингищей Холмог. уезда.)
2. От лихорадки или дрожжалки. Больной, если хватит силы, идет в лес, находит осину, кланяется ей и говорит: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!» После того перевязывает осину своим поясом. (Записал Е. Ивановский в Шенкурском уезде.)
3. То же. Мать ты моя вечерняя звезда, жалуюсь я тебе на двенадцать девиц Иродовых дочерей.
Заговаривают по вечерним зорям, заговор читают по три раза, отплевывая после каждого в левую сторону с словами: «Покуда я плюю, потуда б рабу (имярек) хворать». (Из очерков «Поверий, обр. прим. и гад. в Вор. губ.», свящ. маг. Федора Никонова.)
4. От лихорадки. Молитва от святого Силиния и Сихайла и четырех евангелистов: Иоанна Богослова, Марка, Луки, Матфея.
Стоит среди моря столп камень, у столпа сидит Силиний и Сихайло и зрит (с?) святым Силинием в море: возмутилася вода под небесем, изыдоша из моря 12 жен простовласых, и окаянных видением их дьявольским, и вопрошали их св. Силиний и Сихайло: что есте за жены? И они рекоша ему: а мы есмы трясовицы и дщери Ирода царя. И вопрошает их св. Силиний и Сихайло: «Окаянный дьяволи! Почто ести семо пришли?» И они рекоша ему: «Мы есми пришли мучите христианского роду: аще хто перепьет, того мы мучим; аще хто завтрену воскресенскую проспит, Богу ее не молит, в праздники честные блуд творит, не чист ходит, рано пьет и ест, то ваши (ниша) угодники». И помолился св. Силиний и Сихайло: «Господи, Господи! Избави род человечь от окаянных дьяволей!» И услыша Господь Бог молитву и посла к ним (то есть к трясовицам) Силиния и Сихайла и четырех Евангелистов: «Матфея, Луку, Марка, Иоанна Богослова – и веле мучити их дубцы железными и дати им по три тысячи на день ран. И они (он) рекоша и начаша молитися: святии великие Силиний и Сихайло и четыре Евангелиста: «Марко, Лука, Матфей и Иоанн Богослов! Не мучьте нас! Где ваши имена святые да слышим и не противимся ни в коем роде, в мужеском и в женском, – и мы того роду, мужеского и женского, бегаем за тридевять поприщ». И вопрошает их святой Силиний и Сихайло и Апостолы, четыре Евангелиста, что ваши имена? Едина рече: мне имя Огния: коего человека поймаю, тот человек разгорится, аки пламень на печи, также я разжигаю всякого человека. Вторая рече: мне имя Ледиха: я коего человека поймаю, тот человек не может в печи согреться. Третья рече: мне имя Желтая – аки цвет дубравный. Четвертая рече: мне имя Глохня: которого я поймаю, тот человек может быть глух быть. Шестая рече: мне имя Юдея: коего я человека поймаю, тот человек не может насытиться многим брашном. Седьмая рече: мне имя Корчея: коего человека поймаю, тот человек корчится вместе руками и ногами, не пьет, не ест. Восьмая рече: мне имя Грудея: которого человека изловлю (поймаю), лежу на грудях и выхожу храпом внутрь. Девятая рече: мне имя Проклятая: коего человека поймаю, лежу у сердца, аки лютая змия, и тот человек лежит друдно (трудно). Десятая рече: мне имя Ломеня: аки сильная буря древо ломит, тако же и яз ломаю кости и спину. Одиннадцатая рече: мне имя Глядея: коего человека поймаю, тому человеку сна нет, и приступит к нему и мутится… Двенадцатая рече: мне имя Огнеястра: коего человека поймаю старого, тот не может жив бытии». Молитвами святых апостолов, ангел, Силиния и Сихайло и четырех Евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова, царь славы Иисус Христов ника (?). Крест хранитель вся вселенные. Крест – красота церковная, крест – царев скипетр, крест – князем держава, крест – верным утверждение, крест – бесам язва, крест трясовицам прогнание; прогонитесь от раба Божия (имярек) всегда, и ныне, и присно и во веки веков, аминь. А говорити сия молитва трижды над главою больного, положа крест в воду на блюдо, и та вода пити, давати больному. (См. Пермский сборник. 1860. Кн. II. Из рукоп. сб. XVII в.)
5. От лихорадки. На горах афонских стоит дуб мокрецкий, под тем дубом стоят тринадесять старцев со старцем Пафнутием. Идут к ним двенадесять девиц простоволосых, простопоясых, и рече старец Пафнутий с тремя надесять старцами: кто сии к нам идоша? И рече ему двенадесять девицы: Есть мы царя Ирода дщери, идем на весь мир кости знобить, тело мучить. И рече старец Пафнутий своим старцам: зломите по три прута, тем станем их бити по три зари утренних, по три зари вечерних. Взмолились двенадцать дев к тринадесять старцам с старцем Пафнутием. И не почто же бысть им мольба. И начаша их старцы, глаголя: ой, вы еси двенадесять девицы! Будьте вы трясуницы, водяницы, расслабленные, и живите на воде студенице, в мир не ходите, кости не знобите, тела не мучьте. Побегоша двенадесять девиц к воде студенице, трясуницами, водяницами, расслабленными.
Заговаривая я раба (такого-то) от иссушения лихорадки. Будьте вы прокляты двенадцать девиц в тартарары! Отыдите от раба такого-то в леса темные, да древа сухие.
6. Заговор от всякой лихорадки. Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. Сей заговор не на час, не на день, не на неделю, не на месяц, не на год, а на весь век и на всю жизнь, аминь, аминь, над аминем аминь. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово, аминь. От Бога, посланный Святой Апостол Иоанн Креститель во Ердане, и возмутися море от облак, изыдоша из моря на весь свет многое множество окаянных, простоволосых, безобразных и скаредных жен сих видения дьявола Белове, оных же вопрошая святой апостол Иоанн Креститель, что вы за жены, проклятой лихорадки Ирода царя и прочих, попросиша многих святой апостол, великий Иоанн Креститель, кто вы скаредные? Куда идете? И по что есть бесови пришли? Они же отвещаша ему: мы жены трясовицы, лихорадки, кумоху, ворчуши, дочери царя Ирода, жены бесовские, роду нечистого, нас главных двенадцать, злых, а прочих нас разных несколько тысяч без числа есть, знаемые и незнаемые. Идем мы на всю землю, во весь мир мучити род человеческий, главы расшибати, кости ломати, сердце щемити, чувство и владения отнимати, разным недугам, немощным, хворобам, убожествам, скорбям и болезням предавати, к смерти приводити; человеков изнуряти и губити; кто не бережется и без молитвы, не благословясь, ходит, делает, пьет, ест и грехи разные творит, и себя не хранит, тот наш и угодник, и мы в него сами вселяемся и живем, вред и пакость творим, что хотим, что бесы в человеке творят, то и мы, еще вяще их творим. Заклинаю я и запрещаю вас, окаянные, скаредные всех лихорадок именем Господа Бога нашего, Иисуса Христа, Святые и Живоначальные, и Неразделимые, Единосущные Троицы, Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. Силою честного и Животворящего Креста Господня, и живоносным Источником Пресвятые Владычицы Нашея Богородицы и присно Девы Марии, и всех небесных сил бесплотных, ангелами, архангелами, херувимами и серафимами, началами, престолами, господствами, властями, силами, и всеми пророками, и семидесятью апостолами, и евангелистами и всеми мучениками, преподобными и угодниками, праведниками, и святыми мужеска и женска пола соборами, и ликами, вскоре бежите от раба Божия (имярек), за то поприще в пустые леса, непроходимые места, иже же жилище человеком и скотом несть, аще же прослушайте мене и не побежите от раба Божия (имярек) и я призову и попрошу на вас имя Господне Саваофа, Иисуса Христа; и взмолися сей святой великий апостол Иоанн Креститель Предтеча Богу о болящем рабе (имярек): Господи, Господи, Господи! Избави род человеческий от сей великой мучительной болезни. Господь услыша его, молитву святого апостола, посла апостолу святой крест и жезл, ему на прогнание грозного воеводу Михаила, архангела Гавриила, Рафаила архангела, ангела Авоила, и Разоила, херувима и серафима, пророков Илью и царя Давида и Соломона, и четырех Евангелистов: Луку, Марка, Матфея и Иоанна Богослова, и святых чудотворцев и целителей Кузьму и Дамиана, Кира, Иоанна, Пантелеймона и Ермолая, Самсона и Деомида, Фокия и Анетиты, Фалалея и Трифона и Св. мученик Феогнию, Руфа, Антипатра, Магна, Феодота, Фавмасия, Фелимона, Феостика, Артема, Факия, Феогова, Мага, Фому, Мемнона, Фокия, Марона, Власия, Ермолая, Кирик, Иулита и Фокиния, Прасковия Пятница, Николай Святой, отцы: Антоний и Феодосий, Изосима и Саватия, Василия нового и Сахария и Сахаила, Дионисия нароля, Пимена и Сосинии, Сисона и Пафнутия и Крестиа? Апласисия? Артемия веркольского, Николая Чудотворца, Ивана велика, Иосифа Прекрасного и Александра Македонского, апостола Петра и Павла; и учнут вас разными муками мучити и тысячами прутьями железными бити и дающее вам, ненавидящим, по тысячи ударов в день и по тысяче ран неисцельных, тяжких, нестерпимых: они же начаша вопити, великим гласом молитися: святые архангелы и ангелы, евангелисты, пророки, апостолы, мученики и святые, преподобные отцы все, не мучите нас и отпустите нас в гульбище наше, и где мы ваше святое и великое имя сие услышим и заговор сей кто читает и читать станет, от того раба (имярек) побежим, от роду его изнутри его и от храмины его, и никакими кознями не прикоснемся за тысячу сажен. И вопрошая их святой и великий апостол Иоанн Предтеча креститель, архангелы, ангелы, пророки, апостолы, евангелисты, мученики, святые и преподобные отцы все сии имена назвать… (неразобрано) у девиц бесовиц, как нареченные. Первая рече: имя мне есть Женнохолла и Трясовица1: трясу всякого человека, что не может согретися в печи яже жар и холл велик творю, озноб, подир и свербу творю. Та буде проклята Господом нашим Иисусом Христом и Св. отцами, аминь. Вторая рече: Имя мне Перемежающая и дневная: мучаю ежедневно, двухдневно, трехдневно, четырехдневно и недельно, месячно, да яже перемежаюсь разными новыми и недознанными болезнями, и немощами человека мучаю, и разные хвори, недуги и убожества всякие навожу и все на свете бывшие и не бывшие новые болезни творю и открываю. И та буде проклята Господом нашим Иисусом Христом и Святыми отцами, аминь. Третья рече: имя мне Безумная: с ума сбродит, заговаривается, все мелет, говорит, что попало, не знает людей и спит много и мало, не пьет, не ест, в ночи и на месте спать не даю. Беси, девицы и бабы приступают все, во очах видится и преставляется, я же в голове сижу, главу разбиваю, мозги ворочаю, ум мешаю, непорядок, дурь, припадок и как беснующую творю, шум и лом главе, и слепоту и сны разные, и многие пакости навожу. И тая буде проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и Св. отцами, аминь. Четвертая рече: имя мне есть Переходная: перехожу у человека по различным местам с места на место, ломлю кости, спину, поясницу, главу, руки, ноги; ною, сверлю, мощу, ложусь у человека под ребром, у сердца, поясницей, в боку, в животе, аки камень или перок возымаю, вздохнуть и стоя кашлять и проговорить не даю, с души мечу, душу занимаю и зажимаю, кашель и одышку творю, сердце щемлю и ломлю, и сосу, сушу, крушу человека; тоску, скуку, печаль, заботу, невеселие творю, аки бес претворяю. И та проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и Святыми отцами, аминь. Пятая рече: имя мне Скорбная: человеку разные немощи, недуги, хворости, убожества, вреды, скорби и болезни всяки творю внутри и наружи и яже подобна порчи всякой делаю. И тая буде проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и Святыми отцами, аминь. Шестая рече: имя мне есть Расслабея: расслабляю человека, аки мертва, немеют и дрожат все члены и суставы яже отнимаю, ход и владения бесчувствия ногам и рукам, корчу руки, ноги, жилы, и свожу, немоту и косноязычие творю, ум, память и чувство отнимаю, и многие пакости творю. И та буде проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и Св. отцами, аминь. Седьмая рече: имя мне есть Пухлая: надымаю и разрастаю у человека брюхо, аки пузырь говяжий; ноги и все тело отекает и опухает, желчь напускаю, душу занимаю, кашель и чахотку творю, гноение и запор делаю. И та буде проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и Св. отцами, аминь. Осьмая рече: имя мне Тайная: разные скорби и невиданные творю, яже хитрая, мудреная, неисповедимая, недознаемая, несказанная, неизвестная; никто не может меня познати, и доведатися, и болезни мною творимой никаких врачеств прибрати, исцелити, яже лекарств Божества и ничего не боюсь, сама желаю, прошу, все, что хочешь принимаю и сижу, яже самая сильная, крепкая, таюсь, кроюсь, креплюсь, перехожу и творю, что бесы творят, только от сего заговора изыду. И тая буде проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и Святыми отцами, аминь. Девятая рече: имя мне Белая: жар и огонь велик в человеке навожу, безумие, беснование, припадки, обморок творю, все в очах, в голове разной видения и слухи преставляю, ум, память, брожу, плачу, смеюсь, кричу, говорю, падаю, силу, дерзость, боязнь, страх, пугание, бессоние, мечты, бред, пустование? и глаголы неверные навожу, и прочие козни творю. И тая будет проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и Святыми отцами, аминь. Десятая рече: имя мне есть Противна: ничего ненавижу, не терплю, не люблю, человеку во всем надоедаю, против всех горжусь, грублю, ненавиствую, злюсь, бранюсь, все в постыл день, нехотение, нежалость и зависть, и в смех привожу, в позор, и брань и смех навожу. И та буде проклята Господом нашим Иисусом Христом и Святыми отцами, аминь. Одиннадцатая рече: имя мне есть Причудница: в человеке сижу, прячусь, когда меня выгоняют, чрез долгое время опять отрыгаюсь, прихочу, причужаю всего, пить и есть хочу, а иногда не хочу, избавления всякого бегаю, ненавижу человека, отвращаю, отговариваю, в очах сама являюсь женским образом… (неразобрано слово), сны разные навожу, человека давлю, душу, и многие действия и козни творю. И та буде проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и Святыми отцами, аминь. Двенадцатая рече: имя мне Смертная: та буде всех проклятий на болящем человеком страшная, плясовица, и представница, и угодница Ирода царя, та усекнула главу Иоанна Предтечи, и принесла пред царем на блюде. Она же в человеке сидит, до смерти мучает разными муками, и болестями, к смерти, пагуби и бедствию разному приводит, всякого божества боится, а иногда и желает творить подобно порчи, и беснуемому. Та буде всех проклятий самим Господом нашим Иисусом Христом и Святыми отцами, аминь. И прочие многие все рече: имена нам и числа неисповедимые, неисчислимые, многие тысячи есть, всяких разные пакости, вреды, козни, скорби, недуги, хвори, убожества, немощи и болезни творим человеку. И тии будете все прокляты самим Господом нашим Иисусом Христом и Святыми отцами, аминь. Побежать все ненавидящие дьяволы от роду Христа, от роду раба Божия (имярек), призову на вас архангелов, ангелов, херувимов и серафимов, пророков, евангелистов, апостолов, мучеников, святых отцов, и чудотворцев, и прогнании будете в преисподней адские места, и даже скрежет зубовный и огнь неугасимый. А Господень крест хранитель всей вселенной, крест красота церковная, крест царем держава, крест верным учреждение, крест ангелам слова, крест бесам язва, и вам, окаянным трясовицам, прогонитель, крест больным исцеление, главе, груди, души, сердцу, утробе, рукам, ногам, крови, телу, костям, жилам, составам, членам, удам, частям и всему человеку исцеление, самим Господом нашим Иисусом Христом, молитвами Пресвятые нашея Богородицы и Приснодевы Марии, архангелами, ангелами, всеми небесными силами бесплотными, пророками, евангелистами и апостолами, и всеми преподобными мучениками, угодниками, праведниками, и всеми святыми отцами и женами, чудотворцами. Господи Иисусе Христе Сыне Божий и помилуй грешного раба Божия (имярек). Сия вода с креста Господня, да исцелит раба Божия (имярек) не лживо, истинно, во веки веков, аминь. (Проточной воды наговорить и с креста найденного дать пить, и умываться, и на главу лить.)
7. Заговор от лихорадки. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. Вначале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. (Написать эти слова на верхней корке с хлеба, и давать натощак есть три утренних зари.) (Из рукописной книжки. Гр. Д. Книголюбова.)
8. От лихорадки. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. При море Черном стоит столб каменный и все стоят четыре Евангелиста: Иоанн Богослов, Лука, Матфей, Марк и Ангелы Хритовы, сами зрят на море. И вышед из моря 12 жен сестер простоволосых, и окаянных видением, и вопросиша их святые отцы и ангелы: Что вы за жены окаянные видением? Куда идете? Они же отвечаша, что идем искати и мучити рода человеческа. Они же начаша их самих мучити и давали им по 300 ран по хребтам их. И начаша окаянные видения молиться: Господи, ослабите нам, и где заслышим имена ваши Святые, то от того человека, раба Божия, бежим прочь за семь поприщ; и вопросиша их Святые отцы и ангелы Христовы, что суть имена ваши? Они же, окаянные, сказаша имена сии: мы дщери Ирода Царя, а зовут нас Трясовицами и имена наша: 1. Кашея, 2. Овена, 3. Каса, 4. Орыста, 5. Оледья, 6. Ломея, 7. Кашлея, 8. Горлея, 9. Пухлея, 10. Вертея, 11. Желтица, 12. Горница. И рекоша им святые отцы и ангелы Христовы: С нами Бог, и где заслышите имена наши святые и молитвы Иисуса Христа, то от того человека, раба Божия, бежите прочь в крутые горы; на сем рабе Божием (имярек) Христово знамение, крест хранитель всея вселенные, крест красота церкви, крест царям держава, крест верным учреждение, крест ангелам слава, крест демонам язва, крест прогонитель бесов, огневиц, трясовиц и утренних костоломных, жильных, корчуньев, крест избавляет всякого человека, верующего в него. Аминь. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. Рече ангел Господень: заклинаю вас, окаянных, грозными воеводами: Михаилом и Гавриилом архангелами и святыми Апостолами и Евангелистами, Иоанном Богословом, Лукою, Матфеем и Марком, и преподобным Сисизием, всех огневиц, трясовиц, утренних костоломных, жильных, корчуньев, да не прикоснется к нему, рабу Божию (имярек), аминь. «Да Воскреснет Бог… (говорить до конца). Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. В начале бе Слово, и Слово бе Бог, и Бог бе Слово. Сей бе искони Богу, вся тем быша, и без него нечто же бысть, еже бысть. Аминь. Крест хранитель всея вселенные, крест красота церкви, крест царям держава, крест верным учреждение, крест ангелам слава, крест демонам язва, крест прогонитель бесов, огневиц, трясовиц и утренних костоломных, жильных, корчуньев. Аминь. О великий пророче, Предтечи и Креститель Господень Иоанн и Святые Апостолы, Христовы Евангелисты: Иоанн Богослов, Лука, Матфей и Марко, и святые Архистратиги Божии: Михаиле, Гаврииле и Святые Кузьма и Демьяне, и святые 9 мученик, и преподобный отец Сисинии и все святые, избавите сего раба Божия (имярек) от всякой болезни, от лихорадки, огневиц, трясовиц и утренних костоломных, жильных корчуньев, и изгоните из сего раба Божия (имярек) изнутри живота и сердца его. Аминь».
Стих сей прочитать трижды перед иконою, над водой и потом этой водой вымыть больного и напоить, а потом будет он здрав. (Выписано из старой рукописи П. Е. Ефименком.)
9. От лихорадки. На море на Океане, на острове на Буяне, лежит камень Алатырь, на том камне сидят три старца с железными прутьями; идут к ним навстречу 12 сестер лихорадок. – Вы куда идете, грешные, окаянные, проклятые? «Идем в мир, у людей кости ломать, да силу вынимать». – Воротитесь, грешные, проклятые, окаянные. – «Мы тогда воротимся, когда эти слова будут все знать да по три раза читать». (Доставил г. Иванов, из города Пинеги.)
10. От трясовицы. Напиши на служащей просфоре, дай ясти больному, сию молитву:
а) Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, якоже Святой Аркадий укроти льва в пустыне, тако и ты, Господи, укроти Трясовицу сию в рабе Божием (имярек), всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
б) Молитву вторую напиши на бумаге, которую когда болящий выносит три дня, сжечь и тот пепел выпить, растворив святою водою. (Молитва следующая):
Шедшему святому Сисинию от горы Симойские обрете бесится, имуща очи разжены и руце железны, и власы верблюжьи, и рече ей Святой Сисиний. – Где идешь, нечистая душа, и откуда еси? Она же отвеща ему и рече: Аз иду юность женску иссушити, млеко остановити, а младенцы погубити, очи возвратити, а другие родят глухи и немы, и погублю во чреве материном. Тогда помолися Святой Сисений Господу Богу, и предста ему святой архангел Михаил, ухвати ее вкова десной рукою своею, и рече ей: Аще ми не кленешися, не отыдешь от руки моея, – она же клятся ему и рече тако:
Мышца великого Бога и непоколебленная, яко не имать ти солгати, да аще кто может начинати, двенадцать имен моих, не имам приближитесь к тому человеку, ни к дому его, а имена мои: 1-е Вящепца, 2-е Бясица, 3-е Преображница, 4-е Убийца, 5-е Елина, 6-е Полоблющая, 7-е Имарто, 8-е Урия, 9-е Изъедущая, 10-е Негризущая, 11-е Голяда, 12-е Налукия2. И рече ей архангел Михаил: Заклинаю, проклятая сатана, Иисусом Христом, Сыном Марииным, той изгонит Трясовицы от раба Божия (имярек) и от дому его, молитвами и заступлением честных, небесных сил бесплотных, и святые причастия преблагословенные Владычицы нашей Богородицы, и Приснодевы Марии, и святого великомученика и Победоносца Георгия, и всех святых молитвами; оставися трясовица от раба Божия (имярек). Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. (Списано П. С. Ефименком со старинной рукописи в Холмогорах.)
Общее заключение о лихорадках и заговорах на эту болезнь. Лихорадки действительно, как это известно и в медицине, очень близки к горячкам. Те и другие по большей части происходят от простуды или появляются в человеке во время расстройства здоровья. Часто раненный от потери крови получает лихорадку. Лихорадки вообще господствуют между жителями приморских стран, а также в странах, обилующих болотами, от того-то, может быть, народная поэзия создала миф лихорадки, непременно возникающие или из Черного моря, или из моря Океана. Кроме разнообразных названий, встречающихся в разных предложенных читателю заговорах, встречается множество других, как, например, встречаем в заговоре (его не помещено здесь), заимствованном г. Батраковым, помощником миссионера, из старинной рукописи в с. Ухтострове, Холмог. уезда, следующие имена лихорадок: Тресея, Огния, Недра, Ломея, Усма, Оглухица, Томея, Пухлея, Желтея, Окоркуша и Гладея.
Кроме упомянутых заговоров на лихорадку, есть еще множество других примет и заговоров. Но мы должны напомнить читателям одно, что, кажется, все внутренние болезни, какими в старину страдали наши предки, по их понятию и по смыслу заговоров считались лихорадками, и по смыслу некоторых заговоров можно заключить, что лихорадки, по мнению народному, были то же, что демоны, а болезненные действия сравнивались с порчею, и часто эти болезни перемешивались и отчитывались безразлично.
Г-н Сахаров говорит, что понятия русского народа о лихорадках заимствованы от павликиян. Православною Церковью были преданы проклятию: Вопросы к Богородице о недузе естественном, еже именуется трясовица. См. Иоанна, Экз. Болгарского, изданного Калайдовичем, с. 210.
М. Забылин"Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"
Дата публикации: 19.03.2019 г.
Заговоры от лихорадок
КОММЕНТАРИИ
1
Ср. с именами лихорадок прочих заговоров.
2
Ср. с названиями, упомянутыми <в заговоре «От лихорадки»>.