Ал-Йа’куби: Книга стран; История

  Абу-л-Аббас Ахмад ибн Абу Йа’куб ал-Йа’куби — уроженец Багдада, выходец из богатой и влиятельной семьи, служил в Армении и при дворе Тахиридов в Хорасане, много путешествовал и умер в 897 или 905 г. Ал-Йа’куби написал несколько сочинений о древних народах, о завоевании Магриба, о Византии. До нас дошла его “Книга стран” (“Китаб ал-булдан“), завершенная примерно в 891 г.; она издана М.Я. де Гуе по рукописи, находящейся в Мюнхене (BGA. Т. VII). Имеется еще одна рукопись, хранящаяся в Прусской Национальной библиотеке в Берлине и упомянутая В.В. Бартольдом, но специально не изучавшаяся. В “Книге стран” содержится фрагмент о набеге русов на Севилью в 844 г., широко обсуждавшийся с момента появления его в научных трудах в XIX в.

  Кроме этого труда, ал-Йа’куби написал “Историю” (“Та’рих“), начинающуюся с жизнеописания библейских патриархов и доведенную до 872 г. В сочинении есть сведения о славянах, связанные с арабо-хазарскими войнами IX в.

  Издания: Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja’qubi. Historiae / M. Th. Houtsma. Leiden, 1883. Т. I—II; Kitab al-boldan auctore Ahmed ibn abi Jakub ibn Wadhih al-Katib al-Jakfibi / M. J. de Goeje. Leiden, 1892 (BGA. Т. VII).

  Переводы: Ya’kubi. Les Pays / Trad, par G. Wiet. Le Caire, 1937.

  Переводы фрагментов: Гаркави 1870. С. 63; Караулов 1903; Йа’куби 1927.

  Литература: Крачковский 1957. С. 151-154; Гибб 1960. С. 57; Новосельцев 1990. С. 10-11; Семенова 1997; Семенова 2000; Калинина 2001.

КНИГА СТРАН

  Западнее города, который называют Джазира1, [есть] город, называемый Севилья, на берегу большой реки. И в эту реку Кордовы2 вошли маджусы3, которых называют русами4, в году 229/843-44, и грабили, и жгли, и убивали (…). Это — Андалусия на западе, на море, которое начинается в море Хазар5.

(Перевод Т.М. Калининой по: BGA. Т. VII. Р. 354)

 

ИСТОРИЯ

  Поселился Яфет, сын Ноя6, между востоком и западом. Родился у него Джумар7, Тубал8, Маш9, Маших10, Маджудж11. Произвел на свет Джумар — славян, Тубал — бурджан, и произвел Маш — тюрок и хазар.

(Перевод Т.М. Калининой по: Йакуби/Ист. Т. I. С. 13)

 

  (…) Затем принадлежит [Византии] то, что позади горного прохода12 вплоть до страны славян, алан, франков и тех городов, что в стране Византия, славных и знаменитых, как Рим, Никея, Константинополь (…).

(Перевод Т.М. Калининой по: Йакуби/Ист. Т. I. С. 117)

 

  (…) Буга Старший13… двинулся против (народа ас-санарийа. — Т.К.)14, воевал с ними, но те разбили его и обратили в бегство. Отступив от них, он стал преследовать тех, кому даровал помилование [ранее]. Некоторые скрылись и написали владетелям Рума, хазар и владетелю славян15. Собрались они с большой армией. (Буга. — Т.К.) сообщил об этом ал-Мутаваккилу16, и он назначил править страной (Арминией. — Т.К.) Мухаммада ибн Халида ибн Йазида ибн Мазйада аш-Шайбани17. С его прибытием восставшие успокоились, и он даровал им помилование.

(Перевод
Т.М. Калининой по: Йакуби/Ист. Т. II. С. 598-599)

 

Ал-Йа'куби: Книга стран; История

Дата публикации: 13.03.2019 г.

 

в раздел

 

КОММЕНТАРИИ

1
Город Альхесирас, на берегу Гибралтара.

2
Река Гвадалквивир.

3
Маджусами арабы называли язычников, огнепоклонников, а также тех, кто сжигал покойников. Так именовали, например, персов, индусов, русов.

4
Автор называет русами норманнов, нападавших в 843-844 гг. на атлантическое побережье Франции и Испании. Сведения об этих событиях сохранились в латиноязычных источниках (их обзор см.: Куник, Розен. Ч. I. С. 161-191). Информацию ал-Йа’куби, однако без упоминания русов, повторяет ряд более поздних авторов (см.: Гаркави 1870. С. 61-71; Калинина 2001. С. 191-199). В XIX в. указанный фрагмент послужил существенным доводом ученых, отстаивавших, со ссылкой надданные ал-Йа’куби, идентичность русов и норманнов. В ряду восточных авторов ал-Йа’куби — единственный, кто впрямую отождествляет эти народы.

5
Море Хазар здесь — Черное. Вместе с тем при упоминании о впадении объединенного потока рек Куры и Аракса морем Хазар назван Каспий, что говорит о разных источниках информации.

6
Многие арабские историки воспроизводили библейскую генеалогию народов, иногда с изменениями или дополнениями (Грязневич 1982. С. 83-84, 124-126; Коновалова 2003в).

7
Джумар — Гомер, сын Яфета.

8
Тубал — вероятно, Фувал или Тубалкаин, сын Яфета, кузнец меди и железа.

9
Маш — сын Арама и внук Сима.

10
Маших — Мешек, потомок Яфета.

11
Маджудж — Магог, сын Яфета.

12
Горный проход — Киликийские ворота?

13
Буга Старший — наместник провинции Арминия в 847-861 гг.

14
Ас-Санарийа — санарийцы, народ, живший приблизительно в Сев. Кахетии (Новосельцев 2000а. С. 279); народ “цанарк”, упоминаемый в армянских источниках (Hudud. Р. 400-402).

15
Владетель (ас-сахиб) славян — историки предполагают, что речь идет о восточных славянах (Marquart 1903. S. 200; Новосельцев 2000в. С. 279; ZAJ. S. 287. Ods. 131; Бейлис 1986. С. 141). По мнению А. Зеки Валиди Тогана, ал-Йа’куби имел в виду буртасов или камских булгар, называя их славянами (как Ибн Фадлан именовал волжско-камских булгар славянами) (Ибн Фадлан/Тоган. S. 309). Т. Левицкий напомнил, что в византийских источниках есть упоминания о славянах среди народов западного Кавказа, Ибн ал-Факих тоже упоминал о славянском населении на Кавказе (ZA I. S. 287. Ods. 131); впрочем, эти сведения ни другими источниками, ни какими-либо реалиями не подкрепляются.

16
Халиф ал-Мутаваккил (847-861).

17
Мухаммад ибн Халид ибн Йазид ибн Мазйад аш-Шайбани — правитель Арминии (845-849).

 

АЛ-ЙА’КУБИ

 

Лого www.rushrono.ru

Поделиться: