Чучело, как представитель окончания жатвы
В Саратове при уборке хлеба крестьяне, сделав из соломы куклу, наряжают ее в кумачный сарафан, на голову надевают головной убор (чутлюк), на шею – ожерелье или бусы и, украсив, смотря по средствам, несут это чучело вдоль по селению, где вокруг его составляется хоровод с плясовыми песнями1.
В Пензенской и Симбирской губерниях в Пожинки по окончании жатвы весь народ собирался в поле дожинать последние загоны, и когда уже бывало свяжут последний сноп, который назывался у них именинником, тогда наряжали его в сарафан и кокошник и с песнями несли на господский двор. (Описывается время крепостной зависимости.) Здесь господа потчевали жнецов вином и поздравляли их с окончанием жатвы.
В Смоленской губернии в Юхновском уезде с последним снопом проделывали такие штуки: привязав к снопу нечто вроде рук, надевали на него белую насовку, сверху кичку; а в Дорогобужском уезде – накидку, и две бабы несли с песнями и плясками это чучело на помещичий двор, где одна из них с особыми припевами секла сноп веником.
В северо-восточных губерниях вместо этого маскарадного обычая крестьяне подносили помещикам каравай, за что получали приличное угощение.
М. Забылин"Русский народ.
Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия"
Дата публикации: 19.03.2019 г.
Чучело, как представитель окончания жатвы
КОММЕНТАРИИ
1
Заимствовано из письма г. Струкова.